ÇĔР [с’ьр’] (букв. земля) – по традиционным представлениям чувашей, божество земли. В обрядах и молениях слово Ç. употреблялось в нескольких значениях. В источниках встречается ряд названий божеств земли, в т.ч. Ç. (земля), Ç. турри (божество земли), Ç. ашшĕ (отец земли), Ç. амăшĕ (мать земли), Ç. йышĕ (дух – властитель земли), Ç. кăкри (земная грудь) и т.д. В земледельческих обрядах Ç. упоминалось в ряду наиболее почитаемых божеств. Во время обрядов перед севом и осен. праздников в честь нового урожая к нему обращались с просьбой даровать богатый урожай. В качестве ритуал. еды и напитков в молениях, посвящённых Ç. (Ç. йышĕ), служили зарываемые перед началом сева в землю пышка (хăпарту) и варёное яйцо (ака пăтти), при завершении жатвы – горбушка хлеба и сыр (чăкăт), в благодарствен. молениях за урожай – пиво (посвящали специал. ковш) и лепёшки (юсман и др.). В нек-рых молитвах к Ç. обращались как к матери-прародительнице мира, у неё испрашивали обильный урожай («вырастить из одного зерна тысячу»). В обряде кражи земли разыгрывалась сцена свадьбы, в к-рой женихом выступал холостой молодой человек, невестой – земля. Ритуал прохождения через земляное отверстие (см. Çĕр хапхи), существовавший у многих народов, предполагал предохранение от массовых болезней. Божества Ç. ашшĕ и Ç. амăшĕ, по традицион. верованиям, обеспечивали силой и жизнен. энергией. К божествам земли обращались за благословением не только в земледельческих обрядах, но и в семейных, в т.ч. перед свадьбой, при рождении ребёнка, проводах в солдаты, похоронах. См. также в ст. Земледелия божества и духи.
Автор: Г.Б. Матвеев.