УДАРЕНИЕ И ИНТОНАЦИЯ (лат. intonatio, от intonare – громко произносить) – единицы супрасегментного уровня звукового строя языка, накладывающиеся на сегментные единицы [единицы, к-рые можно выделить в потоке речи: звуки, слоги, фонетические слова, фонетические фразы (синтагмы)], образуют просодическую систему языка. Ударение (акцент) – выделение в речи той или иной единицы в последовательности однород. единиц при помощи фонетических средств. Интонация – единство мелодики, интенсивности, длительности, темпа речи, тембра произнесения и пауз.
Обычно выделяют словесное, синтагматическое (фразовое) и логическое ударения. Впервые порядок ударения в чуваш. языке определён в букваре И.Я. Яковлева (1872): если слово включает в себя только гласные полного образования а, э, у, ÿ, ы, и или только редуцирован. ă, ĕ, ударение всегда падает на последний слог: чакак «сорока», шăнкăрчă «скворец»; при наличии в конечном слоге (конечных слогах) редуцирован. гласных оно переходит на предыдущий слог: тутăр «платок», вĕрентĕмĕр «мы учились», виççĕмĕшĕ «третий». М.К. Сеспель в статье «Сăвă çырассипе ударени правилисем» (1920) скорректировал 1 пункт: в слове только с редуцирован. гласными ударение должно падать не на последний слог (как в низовом диалекте), а на первый (как в верховом): çĕмĕрт «черёмуха», тăкăрлăк «переулок». Этот порядок и стал нормой чуваш. литератур. языка.
По акустическим признакам в чуваш. литератур. языке и в верховом диалекте различаются 2 типа ударения: у гласных а, э, у, ÿ, ы, и – долготно-силовой, ă, ĕ – только силовой. В низовом диалекте только 1 тип – долготно-силовой. Ударение в чуваш. языке является свободным, что проявляется, напр., при присоединении аффиксов: пулă – пулăсем – пулăçă – пулăçăсемпе «рыба – рыбы – рыбак – с рыбаками». При добавлении частиц, числительных, показателей превосход. степени его место может изменяться: áн парăр «не давайте», виç хут «три раза». Словес. ударение может меняться в потоке речи (синтагматическое ударение). Логическое ударение используется для выделения значимого члена предложения, темы и ремы, вместе с синтагматическим ударением обычно рассматривается как компонент интонации.
Интонация служит для выражения эмоций говорящего, его отношения к предмету, помогает раскрытию логического содержания высказывания. Любому высказыванию присуща интонация, имеющая собствен. значение и грамматич. функции, к-рые проявляются в оформлении различ. синтаксич. конструкций, включая предложение. Она делит предложение на смысловые части – синтагмы. Иногда даже в простых предложениях возможна разная членимость на синтагмы в зависимости от выражаемого смысла: Ĕçленинчен ырри / çук «Нет ничего лучше работы», Ĕçленинчен / ырри çук (Нет никакого толка от работы).
Интонация также организует внешнюю, звуковую сторону предложения в зависимости от его структуры и коммуникатив. целей (повествовател., вопросител., побудительные предложения). Напр., в повествовател. предложении Савăк хĕрсен сасси инçете илтĕнет (Далеко разносятся голоса весёлых девушек) наблюдается постепен. повышение тона, самый высокий тон приходится на последний слог слова «инçете», а «илтĕнет» произносится при резко нисходящем тоне. Конечная синтагма всегда имеет такую интонацию, т.к. направлена на завершение мысли (интонация завершённости). Неконечные синтагмы могут завершаться наивысшим тоном или иметь незначител. понижение тона. В вопросител. предложениях с частицами -и, -им [Санăн ниçта та каймалла марччĕ-и? (Тебе никуда не надо было идти?)] повышение тона происходит на вопросител. частице, независимо от её места, или возможно произношение с повышением тона на ударном слоге глагола-сказуемого. В предложениях с вопросител. словами повышение тона и интенсивности приходится на ударный слог вопросител. слова, последующие слова произносятся на понижающем тоне [Мĕнле ирĕклĕх çинчен калаçатăр эсир? (О какой свободе вы говорите?)]. Интонация побудител. предложений сходна с интонацией повествовател. – происходит повышение тона к концу предложения (синтагмы), затем на месте синтагматич. ударения начинается резкий спад тона и интенсивности (Ыран ĕçе иртерех килĕр «Завтра на работу пораньше приходите»).
В состав интонации включается иногда эмфатическое ударение, характеризующее эмоционал., возбуждённую речь [Çы-ыра-ать-çы-ыра-ать... çиме те мансах каять (Пи-и-шет-пи-и-шет... поесть даже забывает)].
Интонация на слух изучалась М.Ф. Черновым, С.П. Горским, И.А. Андреевым при описании отдельных типов предложений. Инструментально-экспериментал. методами чуваш. интонацию анализировали У.Ш. Байчура, Г.П. Петров, В.И. Котлеев.
Автор: А.П. Хузангай.
Лит.: Андреев И.А. Чăваш синтаксисĕн ыйтăвĕсем. I пай. Ш., 1973; Петров Г.П. О некоторых функциях интонации в чувашском языке // Советская тюркология. 1977. №4; Котлеев В.И. Фонетика // Хальхи чăваш чĕлхин фонетики, графики тата орфографийĕ. Тĕпчев ĕçĕсем, 83-мĕш кăларăм. Ш., 1978; Яковлев П.Я. Словесное ударение в чувашском языке: к вопросу о просодической системе // Вопросы фонетики, грамматики и ономастики чувашского языка. Сб. статей ЧНИИ ЯЛИЭ. Ч., 1987; Котлеев В.И. Фонетика // Современный чувашский литературный язык. Т. I. Ч., 1990.