Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

     ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ происходят под воздействием исторического, экономического, демографического, конфессионального и др. факторов. В результате наблюдаются изменения в отдельных компонентах или в этносе в целом. Выделяют 2 основные разновидности: этнотрансформационные, этно­эволюционные. При этнотрансформационных процессах в силу кардинал. перемен меняется этнич. самосознание большой группы лиц, входящих в этнос, происходит переход из одного этнич. состояния в другое – этнич. разъединение или объединение. При разъединении от прежней этнич. общности отпочковывается в качестве самостоятел. другая или она делится на 2 и больше, каждая из к-рых становится самостоятел. этносом. Так, в 1-й пол. 2 тыс. н.э. часть болгаро-сувар. этнич. общности восприняла язык, склад культуры и быта пришлых кыпчако-татар, в результате сложилась народность казан. татар; другая, сохранив язык и культуру волж. болгар, растворила в себе марийские и мордов. массивы, сформировалась единая болгар. (древнечуваш.) народность, в течение 15 в. произошло становление новой этнич. общности чµваш, в к-рой затем образовались этнографич. группы (верховые, низовые, средненизовые чуваши). Углубление внутриэтнич. различий в языке и культуре может привести к сегментации этноса. У чувашей возобладали этноэволюцион. процессы консолидации, приведшие к внутрен. сплочению за счёт нивелировки диалектов, сложения единого литератур. языка, тесных внутриэтнич. культур. связей, единого этнич. самосознания.

     Этнич. история чувашей сопровождалась этноассимиляционными процессами, когда часть одного этноса поглощалась другим. До 17 в. происходила ассимиляция мари и мордвы, оказавшихся в окружении чувашей на территории Чуваш. Поволжья. В свою очередь в 16–18 вв. сотни тысяч чувашей левобережья Волги, Присвияжья, приняв ислам и перейдя на татар. язык, ассимилировались, их этнич. самосознание стало казанско-татарским. Во 2-й пол. 20 в. чуваши, переезжая в города, в т.ч. за пределы республики, оказывались в преимущественно русскоязыч. окружении. Дети мигрантов, как правило, не владеют чуваш. языком, себя относят к русским. При смешанных, в основном русско-чуваш., браках часть детей также считает себя русскими. Социально-политич. изменения кон. 20 в. вызвали рост национал. самосознания, упрочение позиций родного языка; деятельность национально-обществен. организаций (землячества, культур. общества, национально-культур. автономии) способствует консолидации чуваш. этноса.

Автор: П.П. Фокин.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство