ФОЛЬКЛОРНЫЙ СТИХ, халăх сăвви – устная художественная речь, фонетически расчленённая на относительно короткие отрезки, соотносимые и соизмеряемые между собой. Основными компонентами Ф.с. являются композицион. блок (строфа), ритм и метр, повтор и аллитерация. В основе композицион. блока, в отличие от строфы, лежит поэтический образ, поэтическая семантика, а не синтаксис или равное количество строк. По типу внутренних сцеплений образов или ассоциативных сравнений выделяются композицион. блоки ступенчатые (с усилением или ступенчатым сужением смысла, образа), сопоставительные (со сравнением 2 частей, глав. обр. природы и человека) и ступенчато-сопоставительные (со ступенчатым движением образов с сопоставлением в завершающей части).
Изначал. тип композицион. блока в чуваш. Ф.с. – ступенчатый. Отдельными строфообразующими компонентами в народ. песнях выступают версострофа (строфа текста) и мелострофа (строфа мелодии). В песнях низовых чувашей в один композицион. блок иногда входят по несколько версо- и мелостроф. Ритм в Ф.с. строится на повторении ритмических единиц, обычно совпадающих со строкой (интонационно-синтаксич. целостностью). Развитие ритма в чуваш. речевых стихах шло от повтора синтагматич. членений (в заговорах и приговорах дружки на свадьбе) к интонацион. и слоговому выравниванию ритмических единиц (в молитвословиях и благопожеланиях).
Чуваш. (тюрк.) изосиллабизм представляет собой равнослож. метр с различ. ритмическими рисунками, чаще всего 4 слога + 3 слога. Ещё на раннем этапе силлабические ритмические формулы разделились на 2 вида. В текстах с нейтральным описанием преобладала речевая интонация, а в эмоционально окрашенных словах-изображениях – напевность. Так возникли различ. речитативы (такмак, сăвă) и напевно-речевые стихи (юрă). Метрикой чуваш. народ. песни является изосиллабизм.
В Ф.с. различаются повторы: синтаксический (повтор однотип. фраз), лексический (повтор одних и тех же слов), звуковой (повтор одинаковых звуков), артикуляцион. (повтор одинаковых артикулятор. движений в полости рта).
В звуковом повторе встречаются повтор, имеющий постоян. место образования в строках (аллитерация), и повтор неорганизован., случайный. Многие повторы способствуют ритмичной организации устного стиха. Место рифмы в Ф.с. занимает аллитерация, к-рая первоначально утвердилась в начале стихотвор. предложений (ритмических единиц). С возникновения в стихе изосиллабизма аллитерация проникла в ритмическую единицу (она стала выделять начала слоговых групп).
Автор: В.Г. Родионов.