Звания и награды: Заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии СССР, народный артист РСФСР, народный артист СССР.
АЛЕКСАНДРОВ Анатолий Николаевич (13.5.1888, Москва – 16.4.1982, там же) – композитор, пианист, педагог, доктор искусствоведения (1941), профессор (1926). С 1923 преподавал композицию в Моск. консерватории. В числе учеников – С.М. Максимов (1933–35), В.В. Бунин, К.В. Молчанов, М.А. Музафаров и др. Характерная черта творчества – связь с национальными традициями, интерес к фольклору различных народов и жанру обработки. С 1930-х гг. сочинения этого жанра занимают в его творчестве значит. место и основаны на песенном фольклоре многих народов Волго-Уральского региона – башкирского, коми, мордовского, чувашского, др. народов СССР, а также народов зарубежных стран. Творчество охватывает почти все музыкал. жанры, в т. ч. симфонич. и оперный. Наиболее интересны вокал. и инструментал. камерные сочинения. К чуваш. фольклору А. обращается в 1930-е гг., по-видимому, не без влияния С.М.Максимова. Во время работы над музыкой к художествен. фильму «Тринадцать» (1936, режиссёр М.И.Ромм) он использует известную народную тему «Атте пахчи» (Сад отца), вошедшую под № 1 в книгу «146 чувашских песен, записанных от Г.Фёдорова». Чуваш. тема в этом фильме становится лейтмотивом Родины для красноармейца, возвращающегося со службы. Народная мелодия предстаёт в виде вокал. обработки для тенора-solo и большого симфонич. оркестра. В 1937 А. дважды обращается к этой же теме и включает её в тетрадь «Восемь пьес на мотивы песен народов СССР» для фортепиано (соч. 46) и вокально-оркестровую сюиту из музыки к фильму «Тринадцать» (соч. 47). В обработке чуваш. песни из соч. 46 композитор органично развивает народные интонации в рамках простой трёхчастной формы. Авторское продолжение естественно вытекает из ладогармонич. и ритмич. особенностей фольклорной мелодии. В сюите чуваш. песня является основой народно-песенного пласта сочинения и противостоит интонационно-характеристической сфере, связанной с восточ. образами. Эту же мелодию А. использует в Восьмой фортепианной сонате соч. 50 (1939–44), где чуваш. мотив становится основ. темой медленной части. Данное произведение представляет собой один из первых примеров введения аутентичной чуваш. народной песни в сочинение сонатно-симфонич. жанра. В 1978 композитор переработал эту сонату во Вторую симфонию (соч. 109), полностью сохранив её текст.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1946), лауреат Государственной премии СССР (1951), народный артист РСФСР (1964), народный артист СССР (1971).
Автор: Л.И. Бушуева.
Лит.: Коушкин В. Анатолий Александров. М., 1987.