Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

ЧУВАШСКИЙ ПИСЬМЕННЫЙ СТИХ появился во 2-й пол. 18 в., когда были сочинены произведения в жанре оды в традициях польско-киевской поэтической школы. В чуваш. силлабической поэзии 1880-х гг. господствовал астрофический стих, широко распространённый в фольклор. текстах. В письмен. поэзии кон. 19 в. часто использовались композицион. блоки сопоставител. типа (см. Фольклорный стих), и в ней возникли 4-строч. строфы, в 20 в. она обогатилась др. типами строф.

На метро-ритмическое становление и развитие чуваш. стиха огромное влияние оказали молодёж. песни и ступенча­тые стихи верховых и средненизовых чу­вашей (1830–80-е гг.), лирические песни-многосложники низовых чувашей (1890-е гг.). В тот период переводы произведений рус. классики осуществлялись на основе силлабического метра.

В нач. 20 в. поэты открыли для себя национал. метрическое своеобразие, способствовавшее утверждению короткосложника с метрической структурой 4+3 слога. Чуваш. поэты приобщались к поэзии в основном через рус. классику, стараясь синтезировать силлаботонику с чуваш. силлабикой. В их ранних переводах впервые появились элементы силлаботоники. К.В. Иванов в силлабических стихах строго придерживался принципов образования вертикал. цезур, в переводах рус. поэзии основное внимание обращал на вертикально ударные слоги и рифму. Его традиции продолжили Т.К. Кириллов, Э. Турхан и др. поэты. Переходу от силлабики к силлаботонике способствовало изменение ли­тератур. норм акцентуации и ориентация на рус. поэзию. Реформатором чуваш. стиха стал М.К. Сеспель, метро-ритмические поиски к-рого привели его сначала к силлаботонике, к вольному стиху и, наконец, к свободному стиху. Т.о., сведение сеспелев­ской школы лишь к введению силлабо-тонической системы стихосложения неправомерно. Нек-рые традиции его поэзии развивали в 1920–30-х гг. С.В. Эльгер, В.Е. Рзай, П.П. Хузангай, В.Е. Митта и др. поэты, вольный стих и верлибр вошли в чуваш. поэзию в 1960–70-х гг.

Автор: В.Г. Родионов.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство