ЧУВАШСКИЙ ПИСЬМЕННЫЙ СТИХ появился во 2-й пол. 18 в., когда были сочинены произведения в жанре оды в традициях польско-киевской поэтической школы. В чуваш. силлабической поэзии 1880-х гг. господствовал астрофический стих, широко распространённый в фольклор. текстах. В письмен. поэзии кон. 19 в. часто использовались композицион. блоки сопоставител. типа (см. Фольклорный стих), и в ней возникли 4-строч. строфы, в 20 в. она обогатилась др. типами строф.
На метро-ритмическое становление и развитие чуваш. стиха огромное влияние оказали молодёж. песни и ступенчатые стихи верховых и средненизовых чувашей (1830–80-е гг.), лирические песни-многосложники низовых чувашей (1890-е гг.). В тот период переводы произведений рус. классики осуществлялись на основе силлабического метра.
В нач. 20 в. поэты открыли для себя национал. метрическое своеобразие, способствовавшее утверждению короткосложника с метрической структурой 4+3 слога. Чуваш. поэты приобщались к поэзии в основном через рус. классику, стараясь синтезировать силлаботонику с чуваш. силлабикой. В их ранних переводах впервые появились элементы силлаботоники. К.В. Иванов в силлабических стихах строго придерживался принципов образования вертикал. цезур, в переводах рус. поэзии основное внимание обращал на вертикально ударные слоги и рифму. Его традиции продолжили Т.К. Кириллов, Э. Турхан и др. поэты. Переходу от силлабики к силлаботонике способствовало изменение литератур. норм акцентуации и ориентация на рус. поэзию. Реформатором чуваш. стиха стал М.К. Сеспель, метро-ритмические поиски к-рого привели его сначала к силлаботонике, к вольному стиху и, наконец, к свободному стиху. Т.о., сведение сеспелевской школы лишь к введению силлабо-тонической системы стихосложения неправомерно. Нек-рые традиции его поэзии развивали в 1920–30-х гг. С.В. Эльгер, В.Е. Рзай, П.П. Хузангай, В.Е. Митта и др. поэты, вольный стих и верлибр вошли в чуваш. поэзию в 1960–70-х гг.
Автор: В.Г. Родионов.