СТИЛЬ литературный – эстетически цельная, содержательная форма, органический сплав художественной речи, композиции, жанро-родовых свойств произведения и т.д.
С. определяется доминантами, пронизывающими всё литератур. творение. Для прозы А.С. Артемьева и Л.Я. Агакова свойственен романтический контраст: А.С. Артемьев нередко прибегал к парному сопоставлению героев [целомудрен. Саламби и легкомыслен. Муза в повести «Саламби»; истин. патриот Актаев и трусливый Аюхин в повести «Симĕс ылтăн» (Зелёное золото)]. В романах «Таната» (Тенёта) Ф.Е. Уяра и «Хура çăкăр» (Чёрный хлеб) Н.Ф. Ильбека во главу угла описател. характер С.: оба писателя обращают внимание на внеш. облик героев, особенности местности, пейзаж. картины. Они дают героям, среде, окрестности целый каскад характеристик, потом углубляют и развивают их в ходе сюжета, пронизывая тем самым образную ткань произведений. Стилевой доминантой нек-рых исканий Л.Я. Агакова являются сюжетность, внеш. динамика, большое количество контраст. событий и столкновений [повесть «Пĕрре, çуркунне…» (Однажды весной...)]. Характеры героев при этом раскрываются через сюжет. перипетии. Ю.И. Скворцов концентрировал своё внимание на философско-психологич. мире персонажей.
Стилевая доминанта не всегда жизнеподобна. К примеру, в повестях Н.А. Петровской ведущей конструкцией явля-ется демонич. условность С. Своеобразие стилевых доминант можно проследить и в художествен. речи. Так, проза И.Е. Тхти монологична, носителем речи является, как правило, рассказчик. Роман Л.В. Таллерова «Шеремет» – разноречивый и многослойный в стилистич. отношении. В творчестве С.А. Шавлы часто отмечается номинативность С.: в стихах им употребляется лексика с прямым значением с целью назвать вещи своими именами и восстановить естествен. ход жизни. Для произведений С.Ф. Хуммы характерна ритмичность содержател. формы, автор намеренно создавал словесно-речевой образ, прибегал к повторам, эмоционал. движению фразы.
Представляет интерес обращение чуваш. писателей к С. монтажа и цикла, к-рый присутствует в повестях [«Çын ăшши» (Тепло людское) Ю.И. Скворцова], поэмах [«Тилли юррисем» (Песни Тилли) П.П. Хузангая, «Кĕлпук мучи» (Дед Кельбук) Я.Г. Ухсая], романах («Таната» Ф.Е. Уяра, «Хура çăкăр» Н.Ф. Ильбека и т.д.). Той же монтажно-циклической природой отмечены творения М.К. Сеспеля, И.Е. Тхти, С.Ф. Хуммы, Л.В. Таллерова, В.Г. Игнатьева и др., автобиографич. проза М.Д. Трубиной, С.Ф. Хуммы, А.Ф. Талвира, М.Д. Уйпа и др. В таких случаях превалирует органика ассоциативного С., к-рый и диктует необходимость монтажа. Подобное речетворение обращает внимание писателей на особенности «говорной» (ролевой) прозы и поэзии (стихи А.Т. Петтоки, сатира И.И. Мучи) или шутливо обыгрываемого слова (монологи Ухтеркки в комедии Ф.П. Павлова «На суде»), на социально-публицистич. нравоучения (рассказы И.И. Иванова) и дидактич. воззрения народа (миниатюры в букварях И.Я. Яковлева).
Автор: Г.И. Фёдоров.