Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  
Ашмарин Николай Иванович
Дата рождения: 22.9.1870
Дата смерти: 26.8.1933
Место рождения: Ядрин

АШМАРИН Николай Иванович (22.9.1870, Ядрин – 26.8.1933, Казань) – выдающийся тюрколог и чувашевед, доктор тюркологии (1925), член-корреспондент АН СССР (1929). Родился в купеческой семье. Учился в Нижегород. классич. гимназии, в 1894 окончил Лазарев. институт восточ. языков (Мос­ква), где его преподавателями были корифеи отечествен. востоковедения Ф.Е. Корш, В.Ф. Миллер, А.Е. Крымский, В.А. Гордлевский. В Казани преподавал татар. язык в Крещенотатар. школе (1895–99), географию – в Инородческой учительской семинарии (до 1919), с 1917 – работал в Северо-Восточ. археологич. и этнографич. институте (позднее Восточно-педагогический институт) в должности профессора чуваш. и татар. языков. Сотрудничал с Переводческой комиссией при учеб. округе, служил цензором мусульман. изданий (1901–17). В 1920–23 в Чувашском институте народного образования (Симбирск, с 1921 Чувашский практический институт народного образования) вёл теоретич. курс чуваш. языка.

В казан. период А. создал и частично опубликовал свои основополагающие труды по фонетике, грамматике, диалектологии и лексикографии чуваш. языка: «Материалы для исследования чувашского языка» (1898), «Опыт исследования чувашского синтаксиса» (Ч. I, 1903; Ч. II, 1923), «Программу для составления чувашского словаря» (1900), к-рая послужила основой для 17-томного «Словаря чувашского языка» (Thesaurus Linguae Tschuwaschorum). 1-й и 2-й вып. словаря опубликованы в Казани в 1910, 1912 при содействии Н.Ф. Катанова, председателя Переводческой комиссии при Управлении Казан. учеб. округа; в полном объёме словарь издан в 1928–50 (Казань – Чебоксары). Ему принадлежит ряд статей по светской татар. литературе и татар. литератур. языку, перевод произведений Г. Тукая. Проблемам чуваш. этно- и глоттогенеза посвящено аналитически-обзор. исследование «Болгары и чуваши» (ИОАИЭ КУ, 1902. Т. ХVIII. Вып.1–3).

В 1923–26 заведовал кафедрой тюркологии на восточном факультете Азербайджан. университета. В этот период А. занимался общими проблемами тюркологии, азербайджан. диалектологией (программа и инструкция по сбору диалектного материала; монография «Общий обзор тюркских говоров гор. Нухи». Баку, 1926), языками и наречиями Дагестана, продолжал свои пионерские труды по чувашско-тюрк. мимологии (звукоподражаниям) – «Подражание в языках Среднего Поволжья» (Баку, 1925). На 1-м Всесоюз. тюркологич. съезде А. как делегат выступил с программным докладом «Кое-что о прошлом тюркологии и её настоящем состоянии» (Баку, 1926). В 1926–31 А. работал профессором чуваш. отделения Восточ. педагогич. института (Казань), вёл курсы чуваш. языка, срав­нительной грамматики тюрк. языков, разрабатывал теорию мимологии («О морфологиче­ских категориях подражаний в чувашском языке». Казань, 1928), готовил к публикации «Словарь чувашского языка».

На протяжении всей науч. деятельности А. собирал, описывал разные жанры чуваш. устной словесности и религиозно-обрядовые основы чуваш. народ. культуры, анализировал особенности чуваш. диалектов и говоров. В Ашмарин. «плане всестороннего изучения чуваш» (В.А. Гордлевский) можно выделить три типа семиотик: языка, народ. словесности и ритуально-мифологич. поведения («обычаев и установлений»).

Духовные категории, к-рые «надстраиваются» на этом «базисе», А. определялись как «картина народного мышления», «мыслительный кругозор масс», «психология языка», «духовная личность народа», «народная душа» и др. Философия языка А. восходит к трудам В. фон Гумбольдта (1767–1875), усвоенным в рамках психологич. направления в языко­знании кон. 19 – нач. 20 вв. (Г. Штейнталь, В. Вундт). Интерес А. к народ. психологии и живому разговорному языку чуваш. социума, его учение о ми­мемах исходили из общей психологич. направленности его исследований. В 1920–30-е гг. учёный активно участвовал в процессе языкового строительства, из­бирался членом ЦИК Чуваш. АССР (1927).

А. заложил основы описательной и сравнительно-историч. грамматики чуваш. языка, историч. диалектологии, лексикографии, топонимики, антропонимики. Его науч. наследие в целом вписывается в контекст классич. семиотики и определяет пути развития чуваш. филологии 20-го в.

Соч.: Материалы для исследования чувашского языка. Ч. I-II, 1898; Опыт исследования чувашского синтаксиса. Ч. I. Казань,1903; Ч. II. Симбирск, 1923; Словарь чувашского языка. Т. 1–17. Казань – Чебоксары, 1910–50; Чувашская народная словесность. Исследования. Автобиография, воспоминания. Письма. Ч., 2003.

Автор: А.П. Хузангай.
Лит.: Егоров В.Г. Н.И. Ашмарин как исследователь чувашского языка. Ч., 1970; Н.И. Ашмарин – основоположник чуваш­­с­кого языкознания: Сб. статей Ч., 1971; Федотов М.Р. Н.И. Ашмарин. Краткий очерк жизни и деятельности. Ч., 1995.
Иллюстрации
Н.И. Ашмарин.
Титульный лист «Словаря чувашского языка» Н.И. Ашмарина. 1910.
Обложка книги Н.И. Ашмарина «Болгары и чуваши». 2000.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство