ПЕНТАТОНИКА (греч. pente – пять, tоnos – тон) – звуковая система, содержащая 5 звуков разной высоты в пределах октавы. Различаются несколько типов П.: бесполутоновая (ангемитонная), полутоновая, смешан., темперированная.
Наиболее распространён. в мире типом П. является ангемитонная, до 20 в. в науке именовалась китайской или шотландской гаммой. Этот тип широко представлен в музыкал. культурах народов Поволжья и Приуралья (см. «Пентатонная зона»). Ангемитонная П. представляет собой пятиступенную звуковую систему, все звуки к-рой могут быть расположены по чистым квинтам, что роднит её с диатоникой. В отличие от последней, в П. смеж. интервалами между сосед. ступенями звукорядов могут быть только 2: большая секунда и малая терция.
Любой из 5 звуков в позиции finalis’а (т.е. завершающего тона) может принять на себя функции глав. (опорного) тона; отсюда различаются 5 вариантов звукоряда П. одного и того же звукового состава, образующие 5 ангемитонно-пентатонных ладов (см. нотную схему).
В чуваш. музыке ангемитонная П. – одна из самых существен. характеристик традицион. стиля. Лады чуваш. П. принадлежат к группе монодических. Опорные тоны лада в чуваш. народ. песнях обычно хорошо выражены в концовках мелостроф и в серединных каденциях (промежуточ. опоры). В подавляющем большинстве случаев опорный тон является самым ниж. в звукоряде. В традицион. стиле встречаются все 5 возможных разновидностей ангемитонно-пентатонных звукорядов. Они выстраиваются в «лестницу», своей структурой отражающую меру распространённости того или иного звукоряда: чем ниже место его расположения, тем реже (согласно подсчётам, проводившимся неоднократно с кон. 19 в.) он встречается:
лад/звукоряд «d»: (...) dеgah (...)
лад/звукоряд «е»: (...) еgahd’ (...)
лад/звукоряд «g»: (...) gahd’е’ (...)
лад/звукоряд «a»: (...) ahd’е’g’ (...)
лад/звукоряд «h»: (...) hd’е’g’a’ (...)
Лад «d» в чуваш. народ. песне наиболее широк по своим образно-эмоционал. возможностям. Нисхождение напева к глав. опор. тону d воспринимается как безуслов. разрешение всех его неустойчивых интонацион. сопряжений, обретение твёрдой опоры. Как правило, это лад напевов, исполняемых коллективно и несущих жизнеустойчивые, земные чувства. Такие напевы порождены своеобраз. природно-крестьян. культом благополучия, характерным для обрядов осен. изобилия. Из этих обрядов выделился также целый пласт неприуроченной гостевой лирики старого стиля (см. Ĕçкĕ-çикĕ юрри). Через лад «d» обнаруживается их родство с обрядовыми интонацион. истоками. См. пример 1.
По окраске лад «d» несколько напоминает диатонический мажор, хотя не содержит его фундаментал. признака – большой терции по отношению к глав. опоре. В живой практике напевы лада «d» не обязательно «мажорны», т.е. радостны, оптимистичны, светлы по интонацион. содержанию и эмоционал. строю. В ряде чуваш. обрядовых формул с ним же связывается и содержание драматич. и даже трагич. характера (напр., в свадеб. причетных песнях, в нек-рых поминал. и рекрут. формульных напевах; см. нотный пример в ст. Средненизовые чуваши).
Интонацион. устойчивостью и универсальностью применения отличается также лад «e», хотя общее количество напевов с этим звукорядом заметно уступает ладу «d». Благодаря опеванию малой терции e-g или трезвучия e-g-h слух определённо улавливает в нём «печальный тон», т.е. минорность в европейском понимании. Но выразител. значение такого диатонически-европеизирован. восприятия лада становится условным, когда одни и те же чуваш. напевы несут признаки противополож. ладовых наклонений или переходят в разные ладозвукоряд. формы. В южночуваш. разновидности звукоряда «e» терцовый тон колеблется в зоне от минор. до мажор., демонстрируя иную эстетику красок пентатонной монодии, не ведающую о противоположности наклонений. Изменение высоты терции даёт основание говорить о полутоновой или частично нетемперированной П. в чуваш. музыке (см. в ст. Южночувашский лад).
Отдалённость чуваш. П. от закономерностей диатонической и тонально-гармонической музыки обнаруживается и при рассмотрении звукоряда «g», ближе других видов П. стоящему к диатоническому мажору. Весьма показательно количественно незначительное место его в традицион. чуваш. фольклоре. Анализ жанровой и диалектной принадлежности песен с этим звукорядом в его чистом виде выявляет большой разброс, пёструю картину. Тем не менее обращает на себя внимание группа песен жанра кĕреке юрри, приуроченных к осеннему земледел. обряду. Эта мелодия – редчайший случай устойчивого использования ладозвукоряда «g». См. пример 2.
Реже всего встречаются лады «a» и «h». Их несколько особое звучание объясняется отсутствием важных определителей лада – терцового и секстового тонов над finalis'ом – в звукоряде «a», или квинтового – в звукоряде «h». Такое звучание передаёт ощущение общинно-сакрального начала, отстранённости от индивидуализированных эмоций, земных радостей и горестей. Звукоряд «a» как бы концентрируется в сохранившихся в очень небольшом числе образцов песен дохристиан. весен. праздников масленица, сĕрен, мăнкун (с принятием христианства слился с православ. Пасхой). Столь же характер. сфера его применения – рекрутские песни. См. пример 3.
Лад «h» в чуваш. музыке исключительно редок. В чистом полном виде он зарегистрирован только однажды (песня «Сăвăсăр», т.е. исполняется без слов). См. пример 4.
Тем не менее он не чужд чуваш. музыкально-фольклор. сознанию и встречается в нек-рых напевах в непол. виде, с дополнител. тоном или в сочетании с другим звукорядом. Последний случай наблюдается в концовке знаменитой осен. обрядовой песни-молении «Ака-суха юрри» (см. также верхний голос нотного примера к этой статье). По-особому проявляется finalis h в колыбельной (сµпка юрри). Вследствие специфич. для данного жанра интонацион. условий он оказывается в верх. точке звукоряда (см. пример к ст. Колыбельная песня).
Сохраняя свою ангемитонно-пентатонную природу, чуваш. народ. песня традицион. стиля допускает различ. комбинации типичных звукорядов внутри одной строфы. Это приводит к образованию так наз. полутонов на расстоянии. Достаточно распространён. случай комбинирован. звукоряда встречается при квинтово-транспозицион. структуре напева (см. Транспозиция квинтовая).
Автор: М.Г. Кондратьев.
Лит.: Пентатоника в контексте мировой музыкальной культуры: Материалы межреспубликан. науч. конференции. Казань, 1995; Кондратьев М. Г. Пентатонность как важнейшая характеристика чувашской музыкальной системы // Известия НАНИ ЧР. 1996. №5.