КАМЕРНАЯ МУЗЫКА (от позднелат. сamera – комната) – вид музыкального искусства, предназначенный для исполнения в небольших помещениях или для домашнего музицирования. В К.м. используются особые музыкал. составы (один или несколько исполнителей, объединяемых в ансамбль) и характерные приёмы музыкал. изложения: стремление к равноправию голосов, детализация музыкал. ткани и выразительных средств, тонкая разработка тематического материала. Термин утвердился в 16–17 вв., когда под К.м., в отличие от церковной и театральной, подразумевалась светская или придворная вокальная музыка. В 18 в. яснее выступает различие между К.м. и музыкой концертной (оркестровой и хоровой). Во 2-й пол. 18 в. сформировались классические виды инструментал. ансамбля – соната, трио, квартет, а также распространились жанры вокал. К.м. (романс и песня).
Первые образцы чувашской К.м. появились в творчестве рус. композиторов (Н.С. Кленовский, С.Л. Толстой) в дореволюционные годы. Чуваш. композиторы обращаются к К.м. начиная с 1930-х гг. Создаются сочинения, в к-рых осваиваются преимущественно жанры фортепианной музыки – миниатюры, сочинения циклической и сонатной формы. Среди них – Сонатина С.М. Максимова, Прелюдии, Детская сюита, Сонатина для фортепиано, а также Соната для скрипки и фортепиано Г.В. Воробьёва; его сюита «Акатуй» получает широкую известность.
Автором первого струнного квартета в чуваш. музыке является С.М. Максимов (1935). Становление вокал. К.м. связано с именем Г.В. Воробьёва, автора первых романсов. Существенный вклад в развитие К.м. 1930-х гг. внесли рус. композиторы, создавшие образцы различ. жанров, используя фольклор. темы. В.М. Кривоносов и И.В. Люблин известны как авторы инструментал. миниатюр для различ. составов. Г.Г. Лобачёв и А.А. Касьянов создали инструментал. трио. А.Н. Александров и С.Е. Фейнберг использовали чуваш. напевы в фортепианных сочинениях. После 1945 К.м. развивается активнее. Отдельные произведения создаются для местных исполнителей-инструменталистов. Почти все композиторы обращаются к жанру квартета. Нарастание интереса к К.м. в республике происходит в 1970-е гг. В этот период к К.м. в разной степени обращаются все местные композиторы и именно в этой сфере становятся заметными стилевые различия между ними. В творчестве М.А. Алексеева, Г.А. Анчикова, А.В. Асламаса, В.А. Ходяшева, А.Г. Васильева и др. наблюдается большое разнообразие жанров, форм и составов К.м. В жанре романса работали А.В. Асламас, Ф.С. Васильев, Г.С. Лебедев, Ф.М. Лукин, А.М. Михайлов, Л.А. Новосёлова, А.Г. Орлов-Шузьм, А.А. Петров, А.М. Токарев, Т.И. Фандеев, Г.Я. Хирбю, В.А. Ходяшев. В 1980–90-е гг. к К.м. обращаются молодые композиторы – Л.Л. Быренкова, В.Г. Салихова, Л.В. Чекушкина и др.
Автор: Л.И. Бушуева.
Лит.: Кондратьев М. Г. Стилевые поиски в камерно-инструментальном творчестве композиторов Чувашии // Чувашское искусство. Поиски и решения. Чебоксары, 1983.