Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  
Петров Дмитрий Петрович
Псевдоним: Юман
Дата рождения: 13.10.1885
Дата смерти: 18.2.1939
Место рождения: с. Бюрганы Буин. у. (ныне Буин. р-на Респ. Татарстан)

ПЕТРОВ (псевд. Мĕтри Юман) Дмитрий Петрович [13.10.1885, с. Бюрганы Буин. у. (ныне Буин. р-на Респ. Татарстан) – 18.2.1939, Амур. обл.] – общественный деятель, писатель, историк, экономист. Окончил Симбир. чуваш. учител. школу (1905), 1-й курс историко-филологич. факультета Моск. университета (1915). В 1905–06 работал учителем в школе с. Кошки-Новотимбаево, в 1906–09 – сотрудником ряда газет либерал. направления в городах Симбирск, Казань. В 1905–07 участвовал в революцион. движении. Служил в царской армии (с 1915), прапорщик (1917). В 1917 участник ряда национальных съездов, председатель исполкома Симбир. губерн. совета крестьян. депутатов (по крестьян. списку избран депутатом Всеросс. учредител. собрания). Состоял в комитетах др. демократич. организаций. В 1-й пол. 1918 председатель Централ. чуваш. воен. совета, Чуваш. левого социалистич. комитета, школ. инспектор Казан. губисполкома. С лета 1918 в Комитете членов Учредительного собрания (Комуч). С сентября отступал вместе с белой армией, оказался в Сибири. С осени 1920 в Красной Армии. В 1921–23 в Чебоксарах: зав. статистич. бюро ЧАО, член област. плановой комиссии, преподаватель Чуваш. рабфака, член Общества изучения местного края, литератор. В 1924–37 работал служащим Промышлен. банка в Москве, в 1937–39 – экономистом на строительстве восточ. участка Байкало-Амур. желез. дороги (Амур. обл.).

П. известен как основатель мифопоэтического направления в чуваш. литературе. В мифологич. поэме «Шевле вылять» (Играет зарница, 1917) лириче­ский герой стоит у перепутья истории, в прошлое уходит эпоха героических подвигов предков, настоящее – время больных, слабых и трусливых их потомков, произведение пропитано идеей национального самосохранения и объединения чуваш. народа. В стихотворении в прозе «Нарспи» (1922) представлены традиционные образы: Кашкăр (Волк), Пÿлĕх (Пюлех), Арçури (Леший), Вĕре Çĕлен (Змей-соблазнитель), Шевле (Зарница) и т.д. Автор подчёркивает, что основной трагедией людей является наличие противоречия между чувствами и принципами гуманизма. В рассказе «Пÿ­лĕх йăмри» (Ветла Пюлеха, 1930) выведен образ революции (Мăн Хаяр), к-рая до основания разрушает жизнь чуваш. деревни: ссорятся братья и соседи, вырубают священное родовое дерево (Ветлу Пюлеха, Берёзу Пигамбара) и доходят до отцеубийства. П. отрицается теория классовой борьбы, он убеждает читателя в том, что идея революции изначально чужда чуваш. обществу. Вечная борьба между добром и злом изображена в противостоянии Пюлеха (Пигамбара) и Большого Зла (Мăн Ха­яр). Если в произведениях К.В. Иванова они имеют равные силы, то в рассказе П. Зло значительно превосходит своего противника.

П. – автор реалистических рассказов и драмы, перевёл отдельные главы из народ. эпосов «Шахнамэ» и «Калевала», писал сценарии к кинофильмам.

Соч.: Суйласа илнисем (Избранные произведения). М., 1997.

Автор: А.В. Изоркин, В.Г. Родионов.
Иллюстрации
Д.П. Петров.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство