МОНАСТЫРИ (греч. monast rion – келья отшельника) – в буддизме, христианстве (православии и католицизме) общины монахов (муж. М.) или монахинь (жен. М.), принимающие единые правила жизни (устав). Древнейшие – буддийские М. (сер. 1-го тыс. до н.э. в Индии). Первые христиан. М. возникли как поселения отшельников (3–4 вв. в Египте). В сред. века в Европе М. – крупные землевладельцы. М. способствовали распространению грамотности, книж. дела. На Руси появились в 11 в., являлись миссионер., культурно-просветител., благотворител., а нек-рые и хозяйствен. центрами; получали название по престолу своей глав. церкви и месту расположения. Большие М. с несколькими сотнями монахов назывались лаврами, нек-рые отдалён. и небольшие назывались пyстынями. Первые М. учреждали князья и бояре в городах, предоставляя им земли, податные и судеб. привилегии. Монахи, поступая в М., давали обет бедности, послушания и безбрачия. В знак ухода от светского мира постриженный принимал новое имя и облачался в одежду чёрного цвета. В 16 в. на территории быв. Казан. ханства был основан ряд монашеских обителей. Они являлись пунктами распространения христианства, рус. культуры, письменности в крае. По неполным данным, между 1551 и 1764 в Чувашии появились следующие М.: Троицкий мужской, Никольский женский, Благовещенский девичий, Геронтиева пустынь, Владимирская пустынь (Чебоксары), Свято-Троицкий мужской, Николаевский Стародевичий, Киево-Николаевский Новодевичий, Покровская Иваньковская (Ивановская) алатырская пустынь, Свято-Духовская пустынь (г. Алатырь), Ильинская пустынь (Козьмодемьян. у.), Тихвинский (Вознесенский) мужской (г. Цивильск), Казанско-Богородицкий мужской, Михаило-Архангельский женский (г. Ядрин), Троицкая пустынь (Кокшайский у.). Большинство этих М. существовали за счёт государствен. поддержки, труда монахов на небольших участках земли, поддержки мест. населения. Только Алатыр. Троицкий, Чебоксар. Троицкий М., Чебоксар. Преображенская пустынь являлись владельцами крупных или сред. вотчин и крепост. крестьян, основали ряд сёл и деревень. В кон. 17 в. Чебоксар. Преображенскому М. принадлежало ок. 1400 дес. пашни и лугов, 15 кв. вёрст леса, д. Голодяиха (ныне пос. Сосновка) и с. Русская Сорма. М. Чувашии владели 11915 дес. пашни, 3080 дес. лугов, а также лесными угодьями, рыбными ловлями по Волге и Суре. К 1618 прекратила своё существование Троицкая Сундыр. пустынь. В 1764 Екатерина II провела секуляризацион. реформу, после к-рой все земли М. стали собственностью государства; в 1764 или через нек-рое время упразднены, как мелкие и обедневшие, Никольский, Благовещенский М. в Чебоксарах, Старо-Николаевский в Алатыре, Казанско-Богородицкий и Михаило-Архангельский в г. Ядрин и Преображенская, Покровская Иваньковская, Свято-Духовская, Ильинская пустыни. Оставшиеся М. были разделены на классы, в соответствии с к-рыми определялся штат монахов и размеры их жалованья. В кон. 18 в. политика государства по отношению к М. смягчилась, нек-рые из них получили во владение участки земли и промысловые угодья. В 1870 Тихвинский (Вознесенский) муж. М. преобразован в Тихвинский Богородицкий женский монастырь, затем в кон. 19 – нач. 20 вв. в г. Алатырь восстановлена Свято-Духовская пустынь, основаны Александринский Кошлоушский чувашский женский монастырь (Ядрин. у.) и Владимирская Чувашская женская община (Чебоксары). В 1903 основан Александро-Невский чувашский мужской монастырь в Козьмодемьян. у. В М. Чувашии действовали богадельни, школы, были библиотеки; нек-рые М. (напр. Троицкий Чебоксар.) имели местночтимые святыни. В 16–18 вв. в М. Чувашии принимали постриг в основном представители рус. православ. населения (служилые и посадские люди, крестьяне, чиновники), в 19 – нач. 20 вв. среди монахов появились чуваши. До 1625 все М. Чувашии находились в Казан. епархии, в 1625 М. городов Алатырь и Ядрин перешли в состав так наз. Патриаршей области, в 1672 – в Нижегород. епархию; с 1832 алатыр. М. переходят в ведение Симбир. епархии, Александринский Кошлоушский подчинялся Казан. епархии. В 1920-х гг. все М. Чувашии были закрыты, нек-рые из них до сер. 1930-х гг. существовали как религиоз. общины; в 1990-х гг. началось их восстановление. По данным на 2021, в Чуваш. Респ. действуют 7 М.: Свято-Троицкий Алатыр. муж., Свято-Троицкий Чебоксар. муж., Спасо-Преображенский Чебоксар. жен., Киево-Николаевский Новодевичий Алатыр. жен., Тихвинский Богородицкий Цивил. жен., Александро-Невский муж. (Моргауш. р-н), Православный Иверский Богородицкий женский (с. Шерауты Комсомол. р-на), имеющие местночтимые святыни.
Автор: В.Д. Димитриев, А.А. Чибис.