СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМА – 1) буржуазная реформа надельного землевладения в России в нач. 20 в.; 2) система многоцелевых мероприятий правительства П.А. Столыпина, направленная на преобразование аграр. сектора экономики страны и укрепление государственности в России в нач. 20 в. Основная цель в узком историч. контексте – разрушение общины и создание новой социал. опоры государства в лице мелкого собственника с устойчивым хозяйством; в широком историч. контексте – кроме перечисленного ещё снижение социал. напряжённости в деревне, уменьшение крестьян. малоземелья в европ. части страны, заселение и хозяйствен. освоение азиат. части державы, укрепление геополитич. позиции России на Дальнем Востоке, общий подъём экономики страны. Правительство не преследовало цель повсеместно ликвидировать общины. Основные рычаги С.а.р. – землеустройство, деятельность Крестьян. поземел. банка (см. Крестьянский банк), переселенческая политика. В годы Первой мировой войны реализация аграр. политики постепенно была свёрнута. Прекращена постановлением Времен. правительства от 28 июня 1917.
Основы новой аграр. политики разработаны до прихода П.А. Столыпина в правительство. Ещё до начала масштаб. преобразований властью был принят ряд законов, направленных на решение аграрно-крестьян. вопроса. Манифест от 26 февраля 1903, провозгласивший неприкосновенность общинного строя крестьянского землевладения, одновременно содержал требование изыскать способы к обеспечению выхода отдельным крестьянам из общины. 12 марта 1903 вступил в силу закон об отмене круговой поруки; 6 июня 1904 – закон о переселении сел. обывателей и мещан-земледельцев на казён. земли азиат. части России; 3 ноября 1905 – манифест об уменьшении с 1 января 1906 наполовину и полном прекращении взимания с 1 января 1907 выкуп. платежей; 4 марта 1906 – указ о создании землеустроительных комиссий; 12 и 27 августа 1906 – указ о передаче Крестьян. банку для продажи крестьянам участков казён. и удельной земель и т.д.
Реформа началась с издания указа 9 ноября 1906. По этому акту крестьянин мог выйти из общины и в любое время потребовать от сел. общества укрепления за ним участка в личное владение; с согласия общества свести свои полосы в один отруб, перенести на него дом и постройки и стать хуторянином; и, наконец, продать укреплён. надел. Законом 14 июня 1910, заменившим указ 9 ноября 1906, введена правовая норма, по к-рой перешедшими к наследствен. (участковому и подворному) владению признавались домохозяева обществ, где не было общих переделов с момента наделения крестьян землёй. 29 мая 1911 принят закон о землеустройстве, направленный на устранение дальноземелья, надельной и вненадельной чересполосицы. Согласно его положениям документы, полученные при выделе на отруба и хутора, квалифицировались как акты, удостоверяющие право личной собственности на землю. Решение о переходе всем обществом на отруба теперь могли приниматься простым большинством. В ходе общего землеустройства землеустроител. комиссии по своему усмотрению в нек-рых случаях могли отдельных домохозяев без согласия сел. общества выделить из общин. Рядом законодател. актов к реализации С.а.р. были привлечены Крестьян. поземел. банк и Переселенческое управление.
Отношение государствен. политики к личной земел. собственности вышед-ших из общины домохозяев отличалось двойственностью, непоследовательностью. Власть опасалась и конкуренции фермер. землевладения с дворянским, и массового обезземеливания крестьянства. Личная земел. собственность крестьян как потенциал. социал. опоры режима была обесценена рядом правовых ограничений. Продажа укреплён. участков разрешалась исключительно приписанным к сел. обществу лицам. Скупка укреплён. участков не должна была превышать 6 указных наделов. При содействии землеустроител. комиссий и Крестьян. банка укрепленец, как и общинник, мог покупать лишь столько земли, сколько мог обрабатывать рабочей силой своей семьи. Только законом 29 мая 1911 вводилась правовая норма, по к-рой укреплённая в личную собственность надельная земля могла приобрести статус част. собственности, если к ней при выходе из общины присоединялась купленная.
Реализация С.а.р. в Чувашском крае принесла скромные плоды. По приблизител. расчётам, укреплённая в личную собственность в 1907–16 надельная земля здесь составляла чуть более 10%. В общем числе крестьян. дворов доля хозяйств отрубников и хуторян, по-видимому, не превышала 1%. Часть крестьян-собственников приступила к организации на своих землях интенсив. форм сельскохозяйствен. производства. Численность семей, переселившихся в малозаселён. регионы империи, в крае была сравнительно небольшой. Незначител. результаты преобразований обусловлены большей приверженностью крестьянства к общин. укладу жизни, исторически сложившимися в чуваш. деревне особенностями землевладения и землепользования – наличием сложных общин, межселенной и межобщин. чересполосностью, широким распространением одноплан. земел. дач (находились в совмест. владении от 2 до нескольких десятков селений). В 1908 только в Цивил. у. объём надельной земли, вовлечённый в процесс судебно-межевого размежевания, составлял 41651 дес. Значимый результат дало групповое землеустройство – раздел надельных земель между селениями и частями селений, разверстание чересполосности и общности пользования крестьян с част. и прочими земел. собственниками. За годы реформы оно было проведено более чем на 1/4 земел. площади крестьян. С.а.р. ускорила процесс развития капитализма в деревне и обострила в ней социал. противоречия.
Автор: Г.А. Николаев.