Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

КĔСЛЕ [кьсле] – струнный щипковый чувашский музыкальный инструмент народный, гусли шлемовидные или трапециевидные, разновидность цитры или так наз. псалтериума. Существенно отличается от крыловид. гуслей с веерным расположением струн (так наз. звончатых, распространённых на рус. Севере и у фин. народов) как по устройству, так и по приёмам игры. Аналогичные К. инструменты известны в быту народов Поволжья (татар. госле, марийский кясле, удмурт. крезь). Вопрос о происхождении этого весьма совершен. инструмента у народов Поволжья спорный. В 14 в. псалтериум употреблялся в музыкал. быту рус. духовенством и скоморохами, но вышел из употребления в 17 в. в связи с гонениями на последних. Из летописи 16  в. известно, что своеобразные гусли бытовали и в Казан. ханстве. Выдвигаются гипотезы о путях проникновения горизонтал. щипковых инструментов в Европу через посредство протоболгар. племён. Предшественник нынешних К. мог быть заимствован хуннами у китайцев (имеющих два вида подоб. инструмента – шэ (тче), а также цинь). Непосредственно у чувашей К. известен по источникам с 18 в., ак­тивно бытовал до 20 в., звучал в обря­дах  погребения  и поминок,  застольях, на посиделках, свадьбах и т.д.

С 1990-х гг. организовано обучение игре на К. в Чебоксар. дет. музыкал. школе им. В.А. и Д.С. Ходяшевых, создан ансамбль (руководитель М.В. Гусева), издано учеб. пособие.

Современ. К. имеет корпус большого объёма (глубина не менее 10–15 см, в отдельных экземплярах более 20 см). Изготавливается из ели (верхняя дека), клёна и др. пород дерева. Обечайки (боковые стенки) имеют сложно изогнутую форму с коническим сужением книзу. Длина верхней деки 130–135 см, ширина 60–65 см. Планки для крепления колков из вяза. На колки натягивается от 15 до 25–30 (в отдел. образцах до 35 и более) параллельно расположенных металлических (в прошлом кишечных) струн. Настройка обычно диатоническая, возможны и хроматические звуки. Звук К. негромкий, отличается, благодаря объёму резонатора, тембровым богатством. Играют на К. мужчины и женщины, сидя, положив инструмент на колени или подставку, упирая овальной стороной в грудь. Звук извлекается щипком одним или несколькими пальцами обеих рук: правая ведёт мелодию в высоком или сред. регистре, левая – аккомпанемент в низком и части среднего регистра.

Автор: М.Г. Кондратьев.
Лит.: Банин А.А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. М., 1997; Павлов Ф.П.Чăваш кĕсли // Сунтал. 1928. № 8 (рус. пер.: Павлов Ф. П. Собр. соч. В 2 т. Т. 2. Ч., 1971); Гусева М.В. Кĕсле. Чувашские гусли. Ч., 2004.
Иллюстрации
Кĕсле: 1 - 26-струнный - работы неизв. мастера 19 в.; 2 - 21-струнный - работы неизв. мастера 19 в.; 3 и 4 - 37-струнные - работы М.Ф. Филиппова, 1960-70-е гг.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство