ВЕРОВАНИЯ – мифологическое миропонимание, религиоз. воззрения, понятия, представления о той или иной особенности реального или воображаемого окружающего мира. По мнению нек-рых исследователей, чуваш. В. восходят к зороастризму, к-рый в синкретизирован. виде бытовал у древнечуваш. населения Волж. Болгарии, где в нач. 10 в. в качестве официал. религии был принят ислам. Название носителей традицион. немусульман. культуры закрепилось в этнониме «чуваши», тогда как мусульмане в рус. источниках были известны как «бесермяне». После распада Волж. Болгарии – в эпоху Золотой Орды, Казанского ханства, а затем после вхождения Чувашии в состав Русского государства вплоть до христианизации чувашей в сер. 18 в. древнечуваш. В. в целом сохраняли традицион. формы, в то же время синкретизировались под влиянием как мировых религий (ислама, православия), так и В. других этносов (марийцев, буртасов-можаров и т.д.). Основ. часть чувашей придерживалась дохристиан. В. и после насильствен. крещения их в 1740-х гг., несмотря на разрушение священных мест обществен. молений (киреметей) и запреты на соблюдение обычаев и обрядов традицион. В.
Приверженцы чуваш. В. имелись и после обращения чувашей в христианство во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. или отхода чувашей в ислам в течение ряда столетий (последний массовый переход в ислам наблюдался в годы Первой рус. революции). В периоды, когда позиции ислама в Сред. Поволжье были ослаблены (в частности, во 2-й пол. 16 в.), а также в результате переселения на новые земли и отрыва от мусульман. центров происходил процесс возвращения в лоно традицион. В. В сер. 19 в., в частности в Казан. губ., оставалось ок. 7 тыс., в Самар. – 3 тыс. некрещёных чувашей, однако, по признанию официал. статистики, их было гораздо больше.
Небольшие группы чăн чăваш (букв. истинные чуваши), как называют себя приверженцы чуваш. В., локализованы в ряде селений в основном в этнотерриториал. группах – в Ульянов., Оренбург., Самар. обл., Респ. Татарстан и Башкортостан. Ярко выраженный дуализм с резким разграничением доброго и злого начал сближает чуваш. В. с древнеиран. концепцией о создании мира и сотворении человека. О включении в себя элементов религии Зороастра свидетельствует ряд признаков В. древних чувашей, в т.ч. названия многих божеств. Глав. бог Çÿлти Турă (Верховный бог Турă), принявший человеческий облик, правит всем миром. У него есть семейство (супруга Кепе), слуга-вестник Пÿлĕхçĕ. В отличие от духов-хозяев, представляющих различ. объекты природы, духов предков, боги персонифицировали важнейшие стихии (небо, солнце, землю, огонь, гром, ветер и т.д.). Верховный небесный бог Çÿлти Турă является творцом Вселенной, богом добра и света. В его окружении находятся: Пÿлĕхçĕ, к-рый назначает новорождённым участь, записывает их имена; Пихампар – совершает разъезды по земле, наделяет людей добрыми качествами, он же покровитель домаш. скота; Кепе – посредник между верхним и нижним мирами, богом и людьми, управляет судьбами людей, его зимнее жилище – Мировое древо или Мировая гора; Ырă Турă – бог благодеяний; Хăрпан – божество, возносящее принесённую жертву к Турă. Пантеон включает также божества, в т.ч. Хĕрлĕ çĕр (Çĕр) – бог красной плодородной земли, к к-рому обращались как к матери-прародительнице; Перекет – бог изобилия и т.д. Особо почитались глав. божества природы – Хĕвел (солнце), Уйăх (луна), Çил (ветер), Çиçĕм (молния), Аслати (гром), Вут (огонь), Шыв (божество воды) и др., имеюшие свои семейства. Домаш. духами считались Пирĕшти – ангел-хранитель человеческой души, имеющий жен. облик; Хĕрт-сурт – покровитель дома; Йĕрĕх – дух-хранитель домаш. очага, в то же время злой дух. Духи – хозяева природы и объектов материальной культуры в чуваш. мифологии – общие для В. народов Поволжья. Ими являются, напр., Ийе, к-рые бывают добрые (создания Турă) и злые (создания Шуйттана): хозяева гор (ту Ийи), лесов (вăрман Ийи), полей (уй Ийи), бани (мунча Ийи), водяной дух Вутăш (шыв Ийи), животноводства божества и духи. В пределы среднего мира (поверхность земли) из нижнего вторгаются демонич. духи, чудовища: Эсрел (ангел смерти), Вупкăн (пожиратель, вызывает мор), Вĕре çĕлен (огненный змей), Вупăр (пожирающий месяц). От посягательств демонов людей охраняют Пирĕшти, Хĕртсурт.
Причиной болезней считались злые духи, к-рым в обряде противостоят знахари, юмзи, жрецы. Особую категорию составляют духи загробного мира (предки).
С В. связаны обряды и обычаи жертвоприношений, прежде всего обществен. моления и трапезы (учук, çумăр чÿкĕ, киремет чÿкĕ и др.), совершавшиеся в честь богов. В частности, святилище киреметь, представляемое как модель мира (возвышенное место – мифическая гора, священные ключ, дерево), имело в нач. 19 в. каждое селение, особо почиталась киреметь округи – объект считался хозяином территории этнолокал. группы или рода. Исследователи выделяют ряд уровней совершения обрядов: округи (общин.), сел. (общесел.), семейно-родовые и индивидуальные. В основе обществен. лежит обрядовый календарь, объединяющий обряды и праздники земледел. и поминал. цикла и культа – çăварни, мăнкун, акатуй, çимĕк, уяв (вăйă), учук, çинçе, çумăр чÿк и др., а также проводимые по особым случаям (в т.ч. экстремальным) обряды, в частности обряд опахивания – символическое обновление деревни, очищение «от болезней и нечистот». Производствен. обрядность занимала по значимости и объёму проведения глав. место, ритуал строго соблюдался. Напр., перед пахотой совершались жертвоприношения духам плодородия, нельзя было беспокоить землю в период çинçе, в честь матери земли проходили торжествен. хороводы вăйă, уяв, в благодарность за урожай из первого хлеба приносилась жертва Верховному богу Турă и т.д.
В практике воспроизведения и отправления культа проявлялась взаимосвязь обрядов (ритуалов) и мифов. При совершении обрядов, воспроизводящих космогонич. акт, особую роль играли огонь, земля, вода (источник), дерево, стороны света, животные и т.д. Посредниками между людьми и богами, организаторами культов были предводители обрядов (жрецы) – старцы, знахари, смотритель киреметища мăчавăр и др. В традицион. В. характерным являлось описание мира в пространствен. (восток–запад, небо–земля) и времен. (день–ночь, утро–вечер) параметрах. Магич. обряды и действия направлены на достижение Добра или Зла. Чуваш. молитвы и заговоры, имеющие весьма древнее происхождение, сохраняли горизонтальную и вертикальную (переходили из рода в род) преемственности.
Традицион. чуваш. В. на бытовом уровне характеризуются синкретизмом: языческо-мусульман. – у некрещёных, православно-языческим – у христианизирован.
Автор: Г.Б. Матвеев.
Лит.: Магницкий В.К. Материалы к объяснению старой чувашской веры. Казань, 1981; Денисов П.В. Религиозные верования чуваш. Ч., 1959; Кудряшов Г.Е. Динамика полисинкретической религиозности. Ч., 1974; Трофимов А.А. Чувашская народная культовая скульптура. Ч., 1993; Салмин А.К. Система верований чувашей. Ч., 2004.