Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

ÇИМĔК [с’им’ьк’] (от рус. cемик) – в традиционном обрядовом календаре чувашей летнее поминовение усопших с посещением кладбищ. После принятия православия Ç. был приурочен в основном к Троице; за относительно короткое время вытеснил поминовения калăм и çурта кунĕ, исполняется и частью некрещёных [местами его именуют виле тухнă кун (букв. день исхода покойников)]. Средненизовые и часть низовых чувашей проводят в установленную православ. церковью Троицкую субботу; в ряде селений средненизовых и верховых – накануне в четверг; проживающие в юж. районах Чувашии и по соседству за пределами республики, а также юго-восточ. часть верховых – в день Троицы.

Накануне или утром в день Ç. следовало затопить баню; готовили веники из веток 7 «чистых» листвен. пород деревьев, отвар из трав, собранных на рассвете по росе (условно из 77 видов). Сначала в баню отправлялись мужчины, старший из них «приглашал» предков, обращаясь к ним терминами родства, а к более старшим – словом ваттисем (предки), поддавал пар и 3 раза хлестал двумя вениками по полоку и его стойкам. Затем мылись женщины. Хозяйка, прибравшись в бане, ставила перед уходом на полок ковш, полную шайку воды, к стене прислоняла веники и «приглашала» покойников мыться.

Считалось, что в день Ç. души покойников витают поблизости, в связи с чем бытовал ряд запретов: нельзя громко разговаривать, стучать, работать инструментами (они могут испугаться и улететь), шить-кроить (дабы не уколоть иголкой или поранить ножницами), выливать помои на улицу (чтобы не облить) и др.

В день поминовения предписывается посетить с гостинцами могилы родственников. С утра готовятся к поминал. трапезе, в первую очередь пекут оладьи, блины; оладьи первых трёх партий откладывают для жертвования покойным. На юге Чувашии, в Присвияжье усопших сначала поминают дома, что является отголоском языческих традиций. На кладбище полагается прибыть до полудня. Поминовение начинают с могилы умершего последним взрослого члена семьи (в прошлом – с могилы стар. предка). После произнесения стар. женщиной молитвы на крест вешают полотенце, на третий год после похорон мужчине – рубашку, женщине – платье или отрез (этот обычай местами продолжает бытовать), затем садятся и приступают к трапезе. Потом навещают могилы др. родственников. По традицион. представлениям чувашей, угощаются при этом не живые, а усопшие, потому трапеза должна быть обильной. Своим поведением участникам полагалось демонстрировать благополучие живых, быть в приподнятом настроении. В ряде селений молодёжь на особой площадке в нек-ром удалении от могил проводила игрища, присоединялись молодые замуж. женщины.

Первые 3 года покойник относится к новоумершим, поминовение на Ç. является обязательным. На третий год совершают обряд прощания: у могилы собираются родственники, после короткого угощения и соответствующей православ. молитвы 3 раза обходят холм; покойник причисляется к староумершим. Не считается предосудительным, если его близкие родственники в последующие годы не смогут прибыть на Ç.

В нек-рых этнотерриториал. группах чувашей, возвращаясь с кладбища, посещают дом стар. родственника (или живущего по пути с кладбища). Молодёжь юж. районов Чувашии и сосед. регионов вечером проводит гуляние Ç. вăййи.

С последней четверти 20 в. поминовения на Ç. стали многолюдными, проживающие за пределами родного села стараются участвовать в них обязательно. См. также в ст. Календарные обрядовые тексты.

Автор: П.П. Фокин.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство