Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

ÇИНÇЕ [с’ин’з’е] – в традиционном обрядовом календаре чувашей праздник, приуроченный к летнему солнцестоянию. Его начало увязывалось с цветением (в нек-рых юж. территориал. группах чувашей с колошением) ржи; с восприятием точного измерения времени начало Ç. было перенесено на день, когда долгота составляла 17 часов («17 раз бьют»). Ç. отмечали, как правило, в течение 12 суток. Считалось, что это время – особый период «беременности земли». Накануне специал. выборные ходили по домам и извещали хозяев о начале праздника. Сведений об исполнении каких-л. определён. обрядов нет. Зафиксирован ряд запретов: не нарушать покой Матери-земли, нельзя работать на полях, копать, косить, полоть сорняки и рвать цветы, бросать на землю что-л. тяжёлое, ступать на неё босыми ногами, рубить деревья, лазить на деревья и строения, загрязнять землю помывкой в бане, стиркой, крашением. Днём огонь не разводили, а по пятницам в течение суток печи не топили, пищу не варили. В дни Ç. носили одежду из белого холста, из крашенины (пестрядь) не допускалась. Днём, собравшись группами, мужчины плели лапти, беседовали, рассказывали бывальщины, женщины вышивали. После захода солнца разрешалось петь, играть на музыкал. инструментах; молодёжь по ночам водила хороводы. Считалось, что за нарушения запретов деревню постигнут стихийные бедствия (засуха, град, ураган и т.д.). Того, кто смел отступить от правил, наказывали, а деревня при этом была обязана провести моление с жертвоприношениями, чтобы получить от богов и духов прощение. С принятием христианства чуваши стали отходить от запретов, что приводило к конфликтам. Известно, что иногда нарушители (выехавшие пахать и др.) жаловались властям на самоуправство односельчан, приводивших в негодность телеги или отбиравших детали пахотных орудий и т.п. Постепенно сроки Ç. сократились до 3 дней. С усвоением норм православия запреты перенесли на день сошествия Святого Духа (понедельник после Трои­цы), назвав его Çĕр праçникĕ (букв. праздник земли). Убеждение, что в этот день нельзя заниматься земледел. работами, продолжает бытовать.

Автор: П.П. Фокин.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство