Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  
Максимов Степан Максимович
Дата рождения: 18.10.1892
Дата смерти: 26.8.1951
Место рождения: с. Яншихово-Норваши Цивил. у. (ныне Янтиков. р-на)
Звания и награды: Заслуженный деятель искусств Чуваш. АССР .

МАКСИМОВ Степан Максимович [18.10.1892, с. Яншихово-Норваши Цивил. у. (ныне Янтиков. р-на) – 26.8.1951, Чебоксары] – композитор, педагог, органи­затор музыкал. образования, музыковед, артист оркестра. Наряду с В.П. Воробьёвым и Ф.П. Павловым входит в круг основоположников современ. профессионал. музыкал. искусства Чувашии. Член Союза композиторов СССР (1933). Окончил Симбир. чуваш. учител. школу, регент. классы Казан. музыкал. училища (1914), Моск. государствен. консерваторию (класс композиции Р.М. Глиэра и А.Н. Александрова, 1935).

Преподавал в Симбир. чуваш. школе предметы: скрипка (1911–25), струн. оркестр (с 1912), симфонич. оркестр и хоровое пение (с 1913). Дирижировал при постановке в школе (1913) сцен из оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинки. С 1919 по 1923 заведовал Среднетимерсян. школой в Симбир. у. Симбир. губ.

В Чебоксары М. переехал в 1925. Работал зав. управлением профессионал. образования Народ. комиссариата просвещения Чуваш. АССР, с октября 1926 – зав. музыкал. школой, затем Чуваш. музыкал. техникумом, организован. на ба­зе школы по его инициативе (1929–30, 1935–37). Оказал большое влияние на совершенствование и развитие первого в республике профессионал. музыкально-исполнител. коллектива – Чуваш. государствен. хора, был организатором и руководителем его концерт. поездок в Москву, Нижний Новгород (1929), по республике (1930).

К композитор. творчеству обратился после опытов записи чуваш. народ. песен в 1915–16. В 1917 им созданы обработки народных песен для хора а капелла. Среди них «Çула тăрăх анама» (На придорожном поле), «Лутраях та шĕшкĕ» (Низенький орешник), «Хĕрĕх чалăш хĕрлĕ ту» (В сорок саженей красная горка), «Уй варринче» (Посреди поля), «Хĕвел тухать анатран» (Солнце восходит) и др., исполненные в Симбирске на Общечуваш. национальном съезде и сохранившиеся в репертуаре исполнителей много десятилетий. Их партитуры составили первый в истории чуваш. музыки сборник национал. музыкал. произведений «Чувашские народные песни, гармонизированные Максимовым» (1918). В нём же был опубликован хор «Хура вăрман урлă» (Через тёмный лес) – первое в чуваш. искусстве оригинал. композитор. сочинение на стихи из народ. песни. Во 2-й пол. 1920-х гг. М. написал ряд хоровых произведений, среди к-рых выделяется знаменитая «Ака-суха юрри» (Песня сохи и плуга), создан. на основе его фольклор. записей. Тогда же М. пробовал свои силы и в др. жанрах: хоры «Шанчăк» (Надежда), «Туй» (Свадьба), «Чуваш­ский марш» для духового оркестра. Пользуется популярностью его массовая песня «Çăпата» (Лапоть). В 1930-х гг., особенно в период обучения в консерватории, создал массовые песни, а также освоил новые для чуваш. музыки инструментал. формы и жанры – написал пьесы для камер. инструментал. ансамблей различных составов (струнных квартета и трио, для скрипки, гобоя, кларнета и фортепиано, для скрипки и фортепиано и т.п.). Этапными для чуваш. искусства стали одночастная Сонатина для фортепиано (1933), «Увертюра» для симфонич. оркестра (1935).

Большой вклад внёс в собирание и изучение чуваш. народ. музыки. Всего им было сделано ок. 2000 записей народ. мелодий, изданы ценнейшие сборники, составившие, по признанию специалистов, энциклопедию народ. музыки, в т.ч. «Чăваш кĕввисем» (Чувашские мелодии, 1924), «Песни верховых чуваш» (1932), «146 песен, записанных от Гаврила Фёдорова» (в соавт., 1934), «13 чувашских песен нового быта» (1934), «Чувашские народные песни» (1964). Музыковедческий труд «Чувашская народная песня. Опыт исследования», изданный посмертно (1964), обнаружил науч. приоритет М. в освещении многих вопросов теории народ. музыкально-поэтич. системы. В частности, он одним из первых отечеств. музыковедов подошёл к проблеме музыкальной диалектологии в фольклористике и дал достаточно большой материал для её рассмотрения в книге «Песни верховых чуваш». Изучая песенные лады, существенно дополнил и уточнил представления о пентатонике в чуваш. музыке. Большое внимание уделил своеобразию ритмического строя народ. песни. Издания и исследования М. стали крупным достижением в изучении чуваш. музыкал. фольклора, выделялись в регионе и на общесоюзном фоне.

В 1937 репрессирован по обвинению в «борьбе против мероприятий, проводимых советской властью в области национальной политики». До 1947 находился в заключении. В 1947–51 играл в группе альтов оркестра Чуваш. государствен. филармонии и занимался оркестровкой сочинений др. авторов. Продолжал записывать народ. песни от Г.Ф. Фёдорова, создал несколько новых песен [наибольшую популярность завоевала «Савнишĕн çунатăп» (Тоскую по милому)] и перерабатывал собственные хоровые обработки для сольного пения с фортепиано. Реабилитирован в 1955. Имя М. присвоено Чебоксар. детской музыкал. школе №1, одной из улиц Чебоксар. Муж К.Н. Эсливановой, отец Г.С. Максимовой.

Заслуженный деятель искусств Чуваш. АССР (1934, лишён звания в 1939, восстановлен в 1955).

Автор: М.Г. Кондратьев.
Лит.: Кондратьев М.Г. Степан Максимов: Время. Творчество. Масштаб личности. Ч., 2002.
Иллюстрации
С.М. Максимов.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство