Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

КРИТИКА МУЗЫКАЛЬНАЯ – область музыкальной деятельности, сложившаяся в европейской культуре к 18 в. с формированием публичной концертно-театральной жизни. Отображает явления музыкал. жизни, давая на страницах газет и журналов (реже – альманахов, сборников статей) оценку (прежде всего с точки зрения оригинальности, глубины художествен. образа) новых явлений композитор. и исполнител. творчества, современ. тенденций музыкал. искусства. Будучи отраслью музыковедения, К.м. отличается от теории и истории музыки мобильностью, оперативностью отклика на события, отстаиванием определён. эстетич. позиций, публицистичностью высказывания, обращённостью ко всем категориям слушателей.

Выполняет в музыкал. культуре важные коммуникатив. и просветител. функ­ции, являясь посредником между профессионал. музыкантами, их деятельностью и слушательской аудиторией. Оказывает непосредствен. влияние на музыкал. жизнь, развитие жанровых направлений и композитор. школ. Имеет собствен. жанры, уместные в периодич. печати: критич. статьи, рецензии, фельетоны, хроникал. и нотографич. заметки, обозрения событий, очерки, эссе, полемич. реплики.

В истории музыкал. культуры России, кроме всегда актуального просветительского направления, выделяются модели К. м., превалировавшие в разные периоды её развития: «мессианская» (характерна для периода борьбы за утверждение национал. рус. школы, развернувшейся с сер. 19 в.; наиболее яркие представители – В.Ф. Одоевский, А.Н. Серов, В.В. Стасов, Г.А. Ларош, активно оппонировавшие современникам прозапад. направления и обычной просветительско-коммуникатив. ориентации), «тоталитарная» (сформировавшаяся в совет. эпоху по требованиям партийной идеологии и вытеснившая просветител. направление на периферию).

В Чувашии К.м. появилась в 1910–20-е гг. на страницах мест. газет и журналов как неотъемлемая часть зарождающихся профессионал. видов музыкал. культуры: композиторского искусства и музыкального исполнительства. Статьи композитора и драматурга Ф.П. Павлова «Профессиональный чувашский хор и его национальное значение» (1921), «Музыкальный сезон закончился» (1921) и др. отразили важнейшие явления и тенденции своего времени. Во 2-й пол. 1920-х гг. появились музыкально-критич. публикации С.М. Максимова, Т.П. Парамонова. В развитии К.м. с 1930-х гг. в Чувашии, как и во всей стране, наблюдалась подмена эстетич. оценоч. критериев идеологическими. В частности, статьи И.В. Люблина «Советская музыка Чувашии» (1933), «За дальнейшее повышение идейно-художественного качества» (1935), «К высотам музыкальной культуры» (1937) и др. отличались злободневностью и носили отпечаток так наз. вульгарного социологизма. Высокой профессионал. культурой отмечены статьи В.М. Кривоносова «Дать советскому педагогу музыкальное образование» (1931), «Новое в чувашской музыке» (1935), «О концертах симфонического оркестра» (1936) и др. В 1930-х гг. опубликованы музыкально-критич. публикации о Чувашии в моск. журналах «Советское искусство» (В.М. Кривоносов), «Советская музыка» (А.Б. Лившиц). В послевоен. период регулярно выступал с информациями и обзорами Ф.М. Лукин. С 1950 ведёт музыкально-критич. работу Ю.А. Илюхин, освещающий вопросы творчества композиторов, концерт. жизни, рецензирующий издания, создающий очерки о творчестве музыкантов.

С изменением общественно-политич. обстановки (особенно после постановления ЦК КПСС 1958 об исправлении ошибок, допущенных в 1948 в отношении деятелей музыкал. искусства) содержание музыкально-критич. публикаций частично освободилось от догматиче­ских крайностей предшествующего периода, в К.м. Чувашии преобладала информацион. и просветител. начало. Печать предоставляла страницы для информацион. заметок о событиях текущей музыкал. жизни, написанных их участниками – музыкантами-исполнителями (П.П. Медников, Г.А. Маркиянов, Ю.Д. Кудаков, Г.Я. Володарский и др.).

Аналитичностью содержания отличаются выступления 1970–80-х гг. музыковедов О.А. Сухановой и М.Г. Кондратьева, позднее С.И. Макаровой, А.А. Осипова, И.В. Даниловой.  В этот период музыкально-критич. материалы о музыке Чувашии систематически публиковались на страницах республикан. газет и журналов, а также в централ. печати, в част­ности в журналах «Советская музыка» (с 1992 «Музыкальная академия»), «Музыкальная жизнь», сборниках «Музыка России» и др. Критич. обзоры творчества музыкантов Чувашии делали участ­ники творческих дискуссий – музыковеды и композиторы Москвы и др. городов.

С 1990-х гг. в связи с изменениями обществен. атмосферы в стране характер музыкал. жизни, всё более ориентирую­щейся на коммерческие ценности, не требующие критич. осмысления, меняется, и профессионал. музыкально-критич. деятельность становится менее интенсивной.

Автор: М.Г. Кондратьев.
Лит.: Чувашские народные песни в исполнении воспитанников Симбирской чуваш­ской учительской школы // Циркуляр по Казанскому учебному округу. Приложения. Январь. 1909. № 1; К.Г. Опера у чуваш // Симбирянин. 1913. 26 февраля; Валькова В. Стасов и три модели музыкальной критики в России // Музыкальная академия. 2005. № 2; Кондратьев М. Чувашское музыковедение и его задачи // Вопросы мастерства в современном чувашском искусстве. Ч., 1981.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство