Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

АВТАН СĂРИ [авдан съри] (букв. петушиное пиво) – осеннее поминовение усопших у некрещёных чувашей. По традиции, устраивалось по окончании полевых работ и обмолота части урожая в сентябре в ночь на первую пятницу после полнолуния. Заранее варили пиво, причём как после поспевания сусла, так и при процеживании пива и переливании его в бочку хозяйка, прежде чем отведать, немного отливала покойникам-родственникам. В четверг днём резали петуха, пух и перья развевали по ветру; под вечер пекли блины, готовили другие кушанья (суп, кашу, выпечку). К сумеркам у стар. родственника по муж. линии собиралась родня. В избе к приоткрытой двери пододвигали стол, ставили чĕрес и миску, подавали напитки и выпечку. На стене сбоку от двери зажигали самодельные свечи по числу покойников, ушедших из этого дома. Глава семьи приглашал усопших, обращался к ним поимённо за благословением. Сначала отливал немного пива в миску, остальное выпивал, отламывал кусочек блина и клал в миску, так же поступал с другой выпечкой, в миску отчерпывал ложку супа. То же проделывала с пивом и едой стар. женщина семьи и присутствующие мужчины. Затем посуду выносили за ворота, содержимое выливалось у столба. Заодно приносили жертву безродным покойникам (три маленьких блинчика, ковш пива или воды). Посуду споласкивали и оставляли в сенях. В избу заносили полное ведро воды с пожеланием, чтобы в доме было изобилие. Стол переставляли в передний угол, участники обряда угощались, потом шли в дом другого родственника, где также совершали поминовение, затем к третьему. В этих семьях обряды проводились короче, чем у главы родни, причём в малых семьях малолетних покойников могли поминать поимённо. За ночь обходили весь круг родни. К сер. 19 в. А.с. в ряде мест слился с другими обрядами, устраивавшимися по случаю завершения молотьбы. У крещёных чувашей осенний день по­минове­ния – суббота Димитриевская – вытеснила А.с., но ряд традицион. элементов продолжает бытовать. Так, желательным (а по недавно умершим в первые три года обязательным) считается суп из курятины; в ряде мест практикуется угощение покойников с вынесением из избы ковша пива и кусков выпечки. Как правило, присутствует только близкая родня, обход родственников наблюдается крайне редко. Зачастую две-три пожилые одинокие женщины-соседки поминовение проводят совместно, переходя от одной к другой.

Автор: П.П. Фокин.
Лит.: Магницкий В.К. Материалы к объяснению старой чувашской веры. Казань, 1881.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство