Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

ЗЕМЛЕДЕЛИЯ БОЖЕСТВА И ДУХИ, по традицион. представлениям чувашей, покровительствуют этому занятию как угодному верховному богу Турă и предписанному людям. Начало и завершение сельскохозяйствен. работ обставлялись обрядами с молениями и жертвоприношениями. Нек-рые из обрядов являлись общесельскими, но большая часть исполнялась семейно-родствен. группой или отдельной семьёй. В записанных в 19 в. молитвах выявляется сложная, зачастую нечёткая, в определён. степени условная, иерархия З.б.д. Во всех аграр. молениях вначале обращались к богу Турă, верховному первотворцу. По чуваш. мифологии, он создал три рода хлебов (озимые, яровые колосовые и бобовые), передал людям земледельческие орудия (акапуç, серп и др.). Изобретение порядка и приёмов сельскохозяйствен. работ приписывается ежу, но к рангу божеств и духов он не причислен. У Турă испрашивали благодать, плодородие. Считалось, что он часто спускается на землю, осматривает засеянные поля. Затем в молитвах упоминалась его мать Турă амăшĕ. Молились Пÿлĕх­çĕ, подателю: он по жребию раздаёт людям плодородие или скудость их полей. За ним следовал Пихампар – покровитель домашних животных, в т.ч. рабочего скота. Божеством, оплодотворяющим землю, считался Хĕрлĕ çыр (букв. Красный яр). Далее следовал Çĕр йышĕ – семейство духов земли. В нек-рых обрядах к нему обращались как к единому во множестве духу, хозяину и смотрителю земли; в других упоминали отца Çĕр ашшĕ и мать Çĕр амăшĕ; духов Çĕр-шыв кĕтен – хранителей земли и воды; Çĕр пÿ – духа вешнего испарения земли, выступающего в виде пара над полями (если его не было видно, ожидался неурожай). Растущие хлеба опекала другая группа. Тыр-пул çуратакан (тăвакан) турă – бог, рождающий хлеба, – обеспечивал изобилие урожая. Ему молились о хорошем прорастании, охране посевов от града, червей, саранчи и пр. (В нек-рых молитвах этими функциями наделён Çĕр йышĕ.) Его служителями считались Тыр-пул ни­кĕсĕ – дух основы и крепости хлебов; Тыр хунаçи – дух прироста и прибавления хлебов; Тыр хумхаçи – волнующий хлеба во время их цветения; Хум кÿрекен – насылающий эти волны. Служителями Тыр-пул çуратакан турă являлись также духи-покровители полей Уй перекечĕ, дающий изобилие полю и его мать; Уй ăрси, производящий плоды поля; Уй сыхчи – страж, охранитель поля. Хозяевами отдельных полей являлись Уй ийи. На каждом огороде водился свой незримый дух, присматривавший за овощами и охранявший их.

Чуваши полагали, что отдельная группа духов имелась на гумне. За топкой каменки-печи и высыханием снопов следил Авăн сыхчи, страж овина. Успешную работу обеспечивал Авăн юпи, будучи и столбом посередине гумна, и духом. Изобилие зависело и от духов бережливости, сохранности всего, что располагалось на гумне, – от Итем (Анкарти) перекечĕ; вороха (кучи) обмолочен. зерна – Кăшăл перекечĕ; в клети – Кĕлет перекечĕ; в сусеках – Пÿлме перекечĕ.

Автор: П.П. Фокин.
Лит.: Магницкий В.К. Материалы к объяснению старой чувашской веры. Казань, 1881.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство