Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

БРАК – исторически обусловлен. институт, посредством к-рого общество санкционирует и регулирует отношения между мужчиной и женщиной, устанавливает их супружеские права, обязанности друг к другу, детям, родителям. Б. и брач. отношения в развитых обществах регламентируются государством, цер­ковью.

Возникнув на определён. этапе развития человечества, Б. претерпел изменения, вызванные эволюцией общества и его культуры. В мифологии и верованиях чувашей проявляются следы ранних форм Б. (парного, дислокального): превалирование жен., материн. начала в обрядах и обычаях (переоблачение невесты в одежду замужней женщины в доме её родителей, традиция здесь же рожать первого ребёнка, сохранившиеся до кон. 19 в., особые отношения между дядей по матери и племянниками и др.). Со становлением патриархал. отношений основ. формой стал патрилокальный Б., к-рый бытовал у чувашей (и у их предков) со средних веков. До принятия христианства допускалась полигамия. С 18 в. при заключении Б. чуваши стали придерживаться брачных норм, сложившихся в результате переплетения положений обычного права и законов Росс. государства. Выбор брачных партнёров являлся прерогативой родителей. Запрещался брак между состоящими в родстве по седьмое колено – при общем прапрапрадеде, что зачастую учитывается и в наст. время; имеющими общих крёстных родителей; с их детьми. В север. и северо-восточ. р-нах Чувашии до сер. 19 в. бытовало правило о нежелательности вступления в брак односельчан как потомков патронимии, основавшей деревню. Под давлением церкви исчезли левират и сорорат. Жених (его родители) уплачивал за невесту калым (в нач. 20 в. от 3 до 100 и более руб.), к-рый полностью расходовался на покупку верхней зимней одежды для невесты, т.е. возвращался в семью жениха. К 1930 калым исчез.

Ещё в 19 – нач. 20 в. Б. совершался по договорённости родителей, чувства жениха, тем более невесты фактически не учитывались. По экономич. причинам, хозяйствен. интересам семьи юношей старались зачастую женить до достижения установлен. государством и церковью минимального брачного возраста (15 лет в кон. 18 в., 18 лет – с 1830), девушек выдавали в более старших возрастах (22–25 лет и старше). По статистич. документам, нередко муж был моложе жены на 10 и более лет. К нач. 20 в. брач. возраст в целом уравнялся. Современ. брак основан на взаимных чувствах вступающих в него. Больше половины девушек села выходит замуж в 21–22 года (у горожанок возраст несколько выше), юноши в основном женятся в 23–26 лет. Сред. брач. возраст и разница по полу близки к общеросс. показателям. Повышение мобильности населения и расширение зоны контактов значительно увеличили ареал выбора брач. партнёра.

У чувашей считалось нормой оформление Б. полной свадьбой со сватовством; бытовали «неполная» с выпадением ряда обрядов, «уходом», когда обряды исполнялись только в доме жениха, умыкание. Брак санкционировался обществен. мнением при исполнении традицион. обрядов. Официал. оформление в виде венчания, в годы Совет. власти – регистрации нередко откладывалось на нек-рый срок. Своевремен. регистрация Б. на селе становится нормой в кон. 1980-х гг. В кон. 20–нач. 21 вв. у чувашей-горожан стала расти доля незарегистрирован. Б. (ок. 10% всех Б.).

Автор: П.П. Фокин.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство