Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

«УЯВ» – кантата для хора a cappella А.Г. Васильева. Создана в 1979 как вокально-хореографич. сюита «Çурхи уяв» (Весенние хороводы), в 1980 переработана в кантату. Состоит из 6 контраст. частей, связанных идеей прославления молодости. В основу положен старин. чуваш. хоровод. обряд (уяв), имевший определён. правила проведения. А.Г. Васильев воспроизвёл общую атмосферу праздника, не создавая последовател. сюжета. Для композитора характерно светлое, пантеистическое восприятие язычества. Он акцентирует позитив. начало обряда, высветляя его красоту и поэтические оттенки. В кантате передано не только состояние весны в природе, но и состояние обновления человеч. души. Цитируются народ. мелодии различ. жанров – хоровод., свадеб., плясовые. Поэтический текст кантаты создан на основе фольклор. песен самим композитором и М.Н. Юхмой (в 1-й части). Народ. мелодии и тексты стали основой для создания собствен. концепции. Автор опирался на ладовые и ритмические особенности напевов низового диалекта, сравнительно мало затрагивавшие­ся ранее в чуваш. профессионал. музыке. Первым из чуваш. композиторов А.Г. Васильев применил в кантате особую разновидность чуваш. пентатоники – южночувашский лад. Кантата начинается с традицион. медлен. и печал. песни-призыва (1-я часть), постепенно перерастающей в весёлую игру (2-я часть). Актив., напористый выход юношей (3-я часть) вторгается в эту игру и прерывает её. Группы смешиваются, разделяются, от одной группы к другой переходят играющие (4-я часть). В весёлом гулянии непринуждённо и импровизационно сменяются песни, пляс­-ки, игры, поддразнивания. Затем следует организован., степенно-сосредоточен. игра (5-я часть). Финал (6-я часть) пронизан прославлением весны жизни – всеобщей пляской, господством ритма. За счёт продуманной жанровой драматургии и перекличек между частями композитор добился сквозного развития ладоинтонационных, ритмических, фактурных элементов. Жанровой драматургией движет сопоставление более ритмичных песен, с одной стороны, и более мелодичных – с другой. «Ритмическая» линия завершается в финале, а «лирическая» – в 5-й части. Исполнение без перерыва первых двух частей и последующих двух заключительных образует своеобраз. двухчастный цикл с неравными масштабами и гранью в точке «золотого сечения». Подлинность народ. звучания усиливается включением приёмов народ. исполнения – ритмического скандирования, глиссандирования, хлопков (см. пример).

В качестве яркого выразител. средства использован фонизм поэтической народ. речи, образуемый игрой асемантических слогов. Композитор также включил в 4-ю часть собствен. варианты сочетаний слогов и фраз, не имеющих смыслового содержания.

Кантата «У.» полностью или частями вошла в репертуар ряда хоровых коллективов. За создание произведения в 1982 А.Г. Васильеву присуждена премия Комсомола Чувашии им. М. Сеспеля.

Автор: Л.И. Бушуева.
Иллюстрации
Пример

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство