Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

ДЕРЕВНЯ – место постоян­но­го пребывания лю­дей, занятых пре­имуществен­но сельскохозяйст­вен. трудом, с жилыми домами и надвор. постройками, обществен. строениями, окружающей его хозяйствен. территорией и культовыми локусами. В эпоху раннего железа сеть жилищ в междуречье Суры и Свияги принадлежала в основном финно-угор. населению. Первые болгар. поселения появились в 7–8 вв., когда Д. располагались на невысоких берегах рек, на чернозём. полях. Селитебная площадь, освоенная родоначальником, постепенно заполнялась потомками, образовывались гнёзда дворов с кучевой планировкой Д.

В 16–17 вв. Д. являлась основным типом поселения чувашей. До 19 в. происходил процесс выделения дочерних поселений из материнских. Первоначально новообразован. Д. чаще всего представляли собой околотки, находившиеся на нек-ром расстоянии друг от друга, к-рые по мере разрастания соединялись в одно целое. Свои названия новые Д. получали по исходным местам жительства переселенцев (при заселении Дикого поля часто переносили название материн. Д.), по именам основателей, особенностям местности; также отразились следы проживания др. народов, титулы и имена военачальников (напр., турхан, çĕрпÿ).

Д. располагались вдоль рек и речек, около ключей и ручьёв (север. часть Чувашии), реже встречался водораздел. тип. Кучевая форма с бессистем. расположением гнёзд дворов, бытовавшая до сер. 19 в., являлась древней традицией, идущей от застройки патронимич. гнёздами. Для малодворных Д. лесных районов была характерна беспорядоч. застройка домов. В старых и больших – родовое гнездо насчитывало до 20–30 дворов, типичны были гнёзда с 5–10 дворами. Большие семейные усадьбы делились на индивидуальные. Рядная планировка появилась позже, чем кучевая, и преобладала в лесостеп. зоне с линейным типом расселения, где Д. тянулись вдоль рек и дорог. Переход от старин. кучевых форм к улич. планировке происходил по распоряжению правительства в кон. 18–19 вв. Улич. планировка была введена, в частности, в Симбир. губ. с 1830-х, Казан. – в 1870–90-е гг. Селений с круговой планировкой с открытой площадью в центре (церковь, волост. правление, перекрёсток дорог) было немного. В север. Чувашии имело место постоян. дробление Д. и образование выселков в связи с особенностями рельефа – густой овражной сетью, были типичны небольшие Д., что во многом обусловливалось незначител. размерами пашен вокруг Д., лесопольной системой земледелия. Южные Д. были многодвор., отделение дочерних от материн. происходило редко. Д. север. половины Чувашии и лесной юго-запад. зоны были более озеленены, чем в лесостеп. и степ. части.

Д. огораживалась полевыми воротами уй хапхи, униче. Вокруг распо­лагались выгоны, огорожен. гумна, хмельники, огороды, на запад. стороне находилось кладбище. Д. имела святилище – киремет.

В 1920–40-е гг. в лесных массивах и надельных крестьян. землях при лесозаводах и лесопунктах возникали новые селения (выселки, посёлки). Д. вблизи городов в 1960-е гг. застраивались многоквартир. домами, в 1970–80-е гг. появились комплексы производствен. и культурно-бытовых зданий. Архитектура обществен. строений становилась более выразительной. Для периода 1960–90-х гг. характерен нарастающий отток сел. жителей в города, с кон. 20 в. наблюдается естествен. убыль населения.

Селитебные ландшафты, представленные густой сетью Д., в Чувашии занимают значител. место. Устоял ряд традицион. признаков сел. расселения, в т.ч. зонирование по людности (крупные Д. на юге, средние – в централ., мелкие – в север. р-нах Чувашии), моноэтничность и др. Чуваш. Д. в многонационал. регионах Поволжья и Приуралья часто полиэтнич. (в прошлом преобладали однонационал.); в Сибири Д. изначально многонационал.

В обществен. инфраструктуре Д. в Чувашии и чуваш. Д. за её пределами на рубеже 20 и 21 вв. происходят позитивные сдвиги, в т.ч. индивидуальное строительство, строительство социально-культур. комплексов, создание сети офисов врача общей практики, газификация. Обновляется духов. жизнь сёл и Д.: восстанавливаются или строятся храмы, расширяется деятельность сел. администраций, проводятся акатуи, праздники Д. и улиц и т.д., развивается фольклор. движение.

Автор: Г.Б. Матвеев.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство