Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

НИЗОВЫЕ ЧУВАШИ, анатри чă­вашсем – одна из трёх этнографических групп чувашского народа. Термин «анатри» означает «низовую сторону», т.е. это группа (массив) чувашей, обитающих ниже по течению р. Волга, в 14–15 вв. этим этнонимом обозначались современ. средненизовые чуваши, сосредоточен. в Приказанье и Присвияжье, а низовая этнографич. группа в нынешнем понимании этого термина сложилась позже – в 15–17 вв.

На С ареал расселения Н.ч. граничит с ареалом средненизовых чувашей, переход. зона с к-рыми расположена по услов. линии – р. Ута, охватывает юж. районы Чувашии и прилегающие районы Респ. Татарстан и Ульянов. обл. В 19 в. включал юж. часть Цивил. у. и север. территории Симбир., Буин., Тетюш. уездов.

Границы распределения основных признаков традицион. костюма, языковых и музыкал. диалектов Н.ч. не совпадают. В целом этнографами выделяются 3 подгруппы Н.ч.: северная (междуречье Аниша и Урюма); подлесная или западная (междуречье Большой Булы и Карлы); южная или степная (хирти) (междуречье Кубни и Карлы). Север. подгруппа сложилась в результате миграций со 2-й пол. 16 в. из районов расселения средненизовых чувашей, с верховьев Свияги. Степная подгруппа формировалась в 16–17 вв. выходцами из централ. районов Чувашии, Приказанья и Заказанья, переселёнными правительством Рус. государства после взятия Казани, а также в результате вольной колонизации территории. К степной подгруппе примыкает присвияжская локальная группа чувашей. Подлесная подгруппа сложилась вследствие миграции средненизовых, а также верховых чувашей из выло-волж. группы. Выходцы из подгрупп Н.ч. в свою очередь участвовали в формировании этнотерриториал. групп чувашей на территории Волго-Уралья: закамской, заволжской и прибельской (бассейн р. Белая). Этно­графы объединяют их с Н.ч. в единый низовой культурно-языковой ареал. Заметно влияние низовой традиции в приик­ской (бассейн р. Ик) этнотерриториал. группе.

Этнокультур. комплексы подгрупп Н.ч. сложились преимущественно на основе традиций средненизовых чувашей. В их культуре, быте, говоре отразились также постоян. контакты с мишарями.

Для Н.ч. характерны 2 района с присущими им особенностями в материал. культуре: 1) юго-восточ. степной чернозёмный (хирти); 2) север. и запад. лесная и лесостеп. зона с серыми лесными почвами. Северные возделывали более всего рожь, овёс, полбу, юж. – рожь, овёс, пшеницу. У чувашей Тетюш. и Буин. уездов наряду с сохой широко бытовал акапуç. Особенности в культу­ре земледелия, поселений, жилища и нек-рые другие этнографич. явления у представителей север. зоны сближают их с средненизовыми чувашами. Поселения Н.ч. многодвор., менее озеленённые, чем у верховых и средненизовых. Планировка двора Г-образная, в запад. и север. зонах преобладал тип дома изба+сени+клеть, в юж. – изба+сени (хозяйствен. постройки с домом связаны не были), реже бытовал тип дома изба+сени+изба, встречались саманные жилища. Для Н.ч., особенно юж. зоны, характерно более интенсив. внедрение новых архитектур. элементов, здесь выработано значител. разнообразие резных узоров, присутствует полихром. раскраска. До кон. 19 в. одежда изготавливалась из белого холста, орнаментировалась вышивкой и красными лентами. Декор жен. рубахи выполнялся на груди (в виде круп. розеток кĕскĕ или нашивок сунтăх), по рукавам и подолу. В ка­честве голов. убора использовались сурпан и повязка сурпан тутри с украшенными вышивкой, с послед. четверти 19 в. – узор. ткачеством, концами. Жен. костюм включал наряд. голов. убор хушпу (двух видов); девичья тухъя имела форму шлема с крупными бисер. узорами и конической вершиной. Украшения (нагрудное мăя, шейные мăй çыххи, алка, чересплечное тевет и др.) покрывались монетами и бисером. Поясная подвеска сарă украшалась вышивкой и бахромой. С нач. 20 в. рубахи и фартуки шили из синего и крас. клетчатого холста улача или фабрич. тканей, их силуэт стал шире, де­кор – ярче и пестрее. Соседство с мишарями отразилось в планировке двора, в типе печи (вмазанный котёл), в культуре питания (из татар. кухни заимствованы пелĕш «беляш», паурсак «баурсак», куймак «кульмак» – блины, хас – колбаса из внутренностей).

По различиям в форме и сроках элементов календар. обрядности у Н.ч. выделяются запад., юго-запад., юж. и восточ. подкомплексы. Новогод. цикл çĕнĕ çул (в Присвияжье – нартукан) сопровождался ряжением, многочислен. гаданиями, проведением обрядов предохранител. магии. Акцент в праздновании масленицы делался на катании с горок и на санях по селу с исполнением специал. песен и взаим. гостеванием родственников. В период мăнкун проводились обряды поминовения çурта кунĕ и изгнания злых духов сĕрен (в Сим­бир. у. – вирĕм), проходило гостевание родственников с угощением кашей (калăм пăтти), соблюдались запреты. По окончании весен. пашни в восточ. районах проводился акатуй. Молодёж. игрища вăйă (хăят, сăвă калани, вăйă калани) в запад. части низовой зоны (Симбир. у.) продолжались с мăнкун до çимĕк. В других районах они длились с çимĕк (позже с Николы летнего или с появления всходов) до Петра и Павла дня (восточ. часть Цивил., Тетюш., Буин. уезды) и сопровождались исполнением песен особого жанра (вăйă юрри). В течение нескольких дней (до двух недель) перед çимĕк отмечался период отдыха земли çинçе, к-рый завершался молением учук, проводившимся после моления о дожде [çумăр (çерçи) чÿк]. На В низовой зоны сĕрен проводился также летом. Осен. благодарствен. и поминал. обряды назывались в юго-запад. части низовой зоны кĕр сăри, кĕрхи сăра (букв. осеннее пиво); на В – автан сăри (ратиттел), единично – кĕр çурти (букв. осенняя свеча); у большинства Н.ч. – чÿклеме, кĕрхи ваттисем. Нередко проводились общесел. праздники (халăх сăри), начинались девичьи пиры (хĕр сăри).

Музыкально-поэтич. фольклор Н.ч., наряду с общенационал. свойствами (жанровая система, пентатоника, квантитативная ритмика, краткосюжет. композиция çавра юрă и т.п.), имеет и диалектные особенности (см. Диалекты музыкальные). Так, среди жанров песен. фольклора низовые выделяются формульной (устойчиво воспроизводящейся в записях на протяжении более века) структурой песен: свадеб. (туй юррисем), весен. хоровод. (вăйă юррисем), рекрутские (салтак юррисем). В границах территории Н.ч. (а также в левобереж. части расселения чувашей вплоть до Урала) распространён единый напев-формула песни-плача невесты хĕр йĕрри (см. нотный пример).

В поэтике традицион. песен Н.ч. центральными являются серьёз. философ­ско-мировоззрен. мотивы, абсолютизирующие ценности родовых связей и отношений. Важной особенностью их песен. культуры является сосуществование двух форм – 7–8-слоговой и 9–11-слоговой (многослоговая). Соответственно этому ритмическая структура строки песен Н.ч. может быть как четырёхъячейковой, так и пятиячейковой. Последняя специфична только для низовых. Для многослоговых песен характерна и особая строфич. структура, составлен. из двух музыкал. предложений-строк AB, чаще всего с повторением второй: ABB1, ABB1B2 (см. Многослоговая форма). Наряду с обыч. пентатоникой в формул. напевах Н.ч. нек-рых жанров представлен так наз. южночувашский лад.

В свадеб. системе у Н.ч. представлены 4 типа комплексов обрядов. Преобладали проводившиеся в доме жениха, бытовало одновремен. гостевание поездов жениха и невесты у своих родственников. В запад. комплексе (верховья Булы, Малой Булы, Карлы и Бездны) поезд жениха вначале прибывал с невестой к его родителям; присутствовал персонаж млад. дружки уртмахçă. В юго-запад. комплексе (Ю и ЮЗ низовой зоны), по ряду признаков близком к западному, посреднич. роль играл посажёный отец (хăйматлăх), присутствовал элемент вăй килли (букв. дом игрищ), в свите жениха находились глава поезда (туй пуç), стар. дружка (мăн кĕрÿ), произносивший саламалик, млад. дружка (кĕçĕн кĕрÿ); известны плач невесты (хĕр йĕрри) и особые напевы свадеб. песен. В восточ. части Буин. и Тетюш. уездов бытовало проведение обрядов у невесты; посреднич. роль выполнял евчĕ (сват), туй пуç совмещал функции уртмахçă; существовали обычаи пушµ пµрахни (букв. бросание кнута) и др. элементы, характер. для низовой свадьбы. В свадьбе присвияж. чувашей встречаются элементы верховых и средненизовых традиций: гостевание невесты перед свадьбой, особенности музыкал. фольклора, отсутствие обрядов салма сыпни и специал. дома для переодевания невесты, наличие выкупа вещей во время свадьбы и обычая одаривания родителей жениха перед баней (мунча парни). Различия локал. комплексов в низовой свадьбе проявляются и в песенно-музыкал. сопровождении.

Низовой диалект чуваш. языка, в отличие от верхового, большой раздробленностью не выделяется. К его основным признакам относятся: наличие в первом слоге слова у вместо общетюрк. а (так наз. уканье), восьмиглас. система гласных, отсутствие губной гармонии кратких гласных, одновариант. аффикс множествен. числа -сем. Смеж. географич. положение чувашей и татар обусловило взаимопроникновение чуваш. и татар. элементов в их словар. составы. Старые татар. заимствования типа ялав «флаг», ясмăк «чечевица», карчăк «старуха», хапха «ворота» и др., некогда бывшие локал. единицами, во­шли в общечуваш. лексич. фонд. В говорах восточ. погранич. зоны употребляются мишарско-татар. заимствования позднейшего времени – явлăк «платок», йĕкĕт «парень, жених», папай «дедушка со стороны отца», эпи «бабушка со стороны отца», пăятам «свёкор», пăянам «свекровь», тупа «сковорода» и др. Изо­глоссы заимствован. слов не совпадают: часть из них употребляется в говорах низового диалекта на узкой полосе вдоль границы с Респ. Татарстан, другие распространены почти во всех говорах Н.ч., третьи локализованы в зоне погранич. говоров низовых и средненизовых. Язык Н.ч. лёг в основу литературного чувашского языка.

На территории Н.ч. сохранились древ. памятники чуваш. рунич. письма, произведения малой и монументал. скульптуры. Среди некрещёных чувашей Респ. Татарстан, Респ. Башкортостан, Ульянов., Самар., Оренбург. областей бытуют традиции древ. религии. Из среды Н.ч. вы­шли И.Я. Яковлев, И.С. Максимов-Кошкинский и др. видные деятели культуры, образования, науки.

Автор: А.А. Трофимов, Е.А. Ягафова, М.Г. Кондратьев, Л.П. Сергеев, П.П. Фокин, Г.Б. Матвеев, Г.Н. Иванов.
Лит.: Комиссаров Г.И. Чуваши Казанского Заволжья // Известия ОАИЭ. Т. XXVII. Вып. 5. Казань, 1911; Чуваши. Этнографическое исследование. Ч.1. Материальная культура. Ч., 1956; Ч. 2. Духовная культура. Ч., 1972; Песни низовых чувашей. Кн. 1. Ч., 1981; Кн. 2. Ч., 1982; Чувашское народное искусство. Ч., 1981; Чувашский костюм. Москва–Чебоксары–Оренбург, 2002.
Иллюстрации
Костюм низовых чувашей. Конец 19 – начало 20 вв.
Нотный пример.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство