Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

ЧУВАШИ САРАТОВСКИЕ – чуваши, проживающие в Саратов. обл. Численность 5,4 тыс. чел. (2021). Расселены с 1670–80-х гг. в основном в север. части области в Вольском, Базарно-Карабулак., Хвалын. р-нах. В послевоен. время в города и районы области, включая заволж. степные, прибывали новые мигранты из Чувашии, из чуваш. селений Ульянов. и Пензен. областей, в т.ч. в города Саратов, Балаково, Энгельс, Вольск, в пос. город. типа Базарный Карабулак, в Энгельс., Балаков., Пугачёв., Марксов., Татищев., Ершов., Дергачёвский р-ны. Наиболее известными сё­лами, основанными во 2-й пол. 17 в. преимущественно чувашами, являются Казанла, Шняево, Белая Гора, Абдуловка в Базарно-Карабулак., Калмантай в Вольском, Ерёмкино в Хвалын. р-нах.

Ч.с. по этнокультур. характеристикам входят в приволж. группу чувашей (см. Чуваши приволжской группы). Этно­графич. отдел Саратов. ОАИЭ и Эт­нографич. музей г. Саратов (ныне Саратов. областной музей краеведения) в 1920–30-х гг. провели фольклорно-этнографич. экспедиции для изучения материал. и духовной культуры чувашей; в частности, большие экспедиции состоялись в 1923–24 (руководитель Б.М. Соколов, этнографы Т.М. Акимова, П.Д. Степанов). Собранные экспонаты поступали в чуваш. отдел Саратов. музея и в Музей народов СССР.

В культуре и языке Ч.с. отразились признаки всех 3 этнографич. групп чувашей. Большое влияние оказало взаимодействие с инонационал. окружением. В полиэтнической среде в традицион. культуре обнаруживается, с одной стороны, тенденция к консервации, с другой, в ней наблюдаются инновации. К примеру, рус. и мордов. элементы заметны в лексике, народ. зодчестве, костюме, питании, праздниках, музыкал. фольклоре. Моно- или двунационал. в прошлом селения (Калмантай, Ерёмкино, Белая Гора) ныне полиэтничные, в них проживают также русские, татары, мордва, украинцы. Увеличивается доля межнационал. браков. Использование чуваш. языка имеет тенденцию к сокращению.

Специфика традицион. культуры Ч.с. проявляется в новогодней (хождение ряженых), пасхал. (разжигание костров, обрядовые блюда), весенне-летней (хождение за зеленью на семик-троицу, моление о дожде), осенней (престол. празд­ники – осеннее пиво) обрядности, в культе предков (поминовение усопших на юпа), знахарстве. Уникал. является почитание камня Марьямай на кладбище с. Белая Гора. До 1920-х гг. бытовали традицион. верования, прослеживающиеся в рудиментах и в нач. 21 в. Сохраняются образцы музыкально-поэтического фольклора, глав. обр. в формах низового диалекта. Костюм Ч.с. представляет собой своеобразный культурно-историч. феномен и художествен. ансамбль, к-рый развивался в рамках древних традиций до 1930-х гг. В расположении дома, в его внешней и внутрен. отделке, в планировке двора прослеживаются южнорус., в интерьере дома заметны чуваш. традиции. Резьба по дереву развита в сёлах Калмантай, Ерёмкино. В пище представлены чуваш. блюда (выпечка, супы, каши, молочные продукты), русские блюда (кулич, кресты) и напитки (квас, брага). Давними являются традиции садоводства (с. Казанла).

В 1927–30-х гг. в чуваш. селениях Саратов. губ., затем области, функцио­нировали ок. 10 мест. национал. советов. С 1937 до нач. 1960-х гг. в школах постепенно прекратилось преподавание чуваш. языка. В 1990-х гг. в ряде школ были введены факультатив. занятия по чуваш. языку. В г. Балаково работает воскресная школа. Действует Саратов. област. чуваш. национально-культур. автономия «Ентеш». Проводятся праздники чуваш. культуры, фестивали чуваш. народ. песни; имеются чуваш. национал. общины, фольклор. ансамбли. В сёлах Шняево и Белая Го­ра снят документал. фильм «Скрипка Ильдугана».

Автор: Г.Б. Матвеев.
Лит.: Симбирско-саратовские чуваши. Ч., 2004; Акимова Т.М. Эволюция женского костюма у саратовских чуваш // Труды Нижневолжского областного научного общества краеведения. Саратов, 1928. Вып. 35. Ч. 5.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство