Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ система подготовки специалистов начальной, средней и высшей квалификации для работы в определённой области деятельности. От общего образования отличается характером и направленностью осваиваемых знаний, умений и навыков, формированием и совершенствованием личностных установок и качеств, к-рые согласуются с избран. профессией и специальностью. Профессионал. обучение осуществляется в разветвлён. сети высших и сред. профессионал. учреждений, учеб. заведениях начального профессионального образования, институтах повышения квалификации специалистов (см. также Образование).

В Чуваш. крае в 1860–70-е гг. получили распространение следующие учреждения П.о.: прогимназия, учител. школа и учител. семинария. На территории современ. Чувашии в 1870 была открыта Алатыр. прогимназия. Окончившие данное учеб. заведение получали звание приходского учителя. В 1868 И.Я. Яковлевым была создана Симбирская чувашская школа, к-рая вела подготовку народ. учителей.

В 1895 организована в Мариинском Посаде лесная школа (с 1927 Мариин­ско-Посадский кустарно-промысловый техникум), в 1909 – там же школа инструкторов по обработке дерева. В них готовили специалистов лесного хозяйства, мастеров-инструкторов кустар. промыслов. В 20-х гг. 20 в. в техникуме имелись столярно-мебел., бондар., экипажно-тарантас., корзиноплетёноч. отделения. С 30-х гг. 20 в. техникум имел деревообрабатыв., лесопил., столяр., тар­ное и мебел. отделения.

Начал. П.о. в Чувашии осуществлялось в город. и высших начал. училищах. В Чебоксар. город. четырёхклас. училище (1902) велась подготовка учителей для народ. школ. В 1914 при Цивил. высшем начал. училище были открыты бухгалтер. курсы со специал. отделением производства и счетоводства.

До 1938 в Чуваш. АССР действовало 14 школ фабрично-завод. ученичества в городах Чебоксары, Алатырь, Козловка, Мариинский Посад, Шумерля. С 1958 по 1997 функционировали 33 профессионально-технических училища, к-рые в 1998 были преобразованы в профессиональные училища. По состоянию на 1 января 2009 в Чуваш. Респ. подготовку рабочих кадров вели 18 профессионал. училищ и 2 профессионал. лицея. Начал. П.о. Чувашии обеспечивает подготовку кадров по конкретным рабочим специальностям для промышленности и сел. хозяйства, а также по специальностям обслуживающего труда.

Среднее профессиональное образование. 19 ноября 1872 постановлением Мин-ва народ. просвещения открыта Порец. учительская семинария (см. Порецкое педагогическое училище). Воспитанники семинарии получали знания как по общеобразовател. и специал. предметам, так и по полеводству, занимались ремёслами.

Первые реал. училища были в городах Алатырь (1902), Ядрин (1908), Чебоксары (1909), Цивильск (1910). В них преподавались рус. язык, история, физика, математика, естествознание. Выпускники реал. училищ имели право поступать в высшие учеб. заведения и работать учителями школ. Период с 1908 по 1915 характеризовался активным открытием жен. гимназий. Они были созданы в Алатыре (1905), Чебоксарах (1910), Ядрине (1911), Цивильске (1915). В гимназиях изучали рус. язык и 2 иностран. языка, историю, естествознание, физику, математику, чистописание, пение, му­зыку, гигиену. При всех гимназиях были созданы библиотеки. Выпускницы гимназий принимались в высшие учеб. заведения без экзаменов, по конкурсу аттестатов, но большая их часть работала учителями в начальных школах.

В Чуваш. Респ. с 1920-х гг. сред. П.о. осуществлялось в техникумах, училищах и специал. школах. В 2009 насчитывалось 29 сред. специал. учеб. заведений. Подготовка специалистов сред. квалификации предполагает овладение теоретич. и практич. знаниями в области данной профессии, а также рядом профессионал. умений и навыков. Обу­чению в сред. специал. учеб. заведении предшествует общеобразовател. подготовка в объёме основной или полной сред. школы. На 1 января 2009 сред. специал. учеб. заведениями Чуваш. Респ. для народ. хозяйства было подготовлено более 350 тыс. кадров.

В первой половине 2010-х гг. в республике осуществлялась реструктуризация сети учреждений начал. и сред. профессионал. образования. Часть профессионал. училищ и профессионал. лицеев была преобразована в техникумы, часть вошла в состав учеб. заведений сред. профессионал. образования. В 2020/21 учеб. году подготовка рабочих кадров и специалистов сред. звена в Чувашии велась в 27 профессионал. образовател. учреждениях.

Высшее профессиональное образование в Чувашии приобретается в различ. типах высших учеб. заведений: инженерно-технич., сельскохозяйствен., педагогич., медицин., художествен. и др. Подготовка специалистов высшей квалификации складывается из широкой общенауч. подготовки, суммы специал. знаний в конкрет. области, а также основател. практич. подготовки по избран. специальности. На 1 января 2009 в Чуваш. Респ. функционировали 22 высших учеб. заведения (включая филиалы), в т.ч. 15 государственных. В них обучалось 71592 чел. В 2020/21 учеб. году в республике действовало 13 вузов (включая филиалы), в т.ч. 11 государственных. Численность студентов в них составляла 36,8 тыс. чел.

В республике сложилась многоуровневая система повышения квалификации учителей, врачей, руководящих кадров и специалистов агропромышлен. комплекса. На 1 января 2020 в Чуваш. Респ. действовали 2 института повы­шения квалификации (Чувашский республиканский институт образования, Институт усовершенствования врачей). Ежегодно повышают квалификацию более 11 тыс. учителей, врачей и специалистов агропромышлен. комп­лекса.

Послевузовское П.о. предоставляет возможность повышения уровня образования, научной, педагогич. квалификации на базе высшего П.о. в аспирантуре, докторантуре, ординатуре и адъюнктуре. В Чуваш. Респ. 4 учреждения ведут обучение аспирантов и 2 – докторантов (2020). Действуют 7 специализированных диссертационных советов.

Система П.о., обеспечивая квалификацион. структуру экономически активного населения, формирует рынок труда, непосредственно воздействует на хозяйствен. процессы, состояние культуры и науки в Чуваш. Респ.

Автор: М.Г. Харитонов, А.Е. Земляков.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство