Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

ИКОНЫ (от греч. eikn – изображение, образ, подобие) – изображения Бога или святого (святых), произведения христиан. искусства, имеющие культовое значение. На территории Чувашии появились с началом христианизации в сер. 16 в. В 20 в. значител. часть И. утрачена. Сохранились произведения разного времени, в т.ч. древние и почитаемые, среди них иконопис., резные деревян., камен. и др. Самые известные из сохранившихся – икона Владимирской Божией Матери (конец 15 – нач. 16 вв.) и икона святого Николая Можайского резная (16 в.). В соборе Введения Чебоксар находятся И. Спасителя, датированная 1701 и подаренная Казанским митрополитом Тихоном; И. Казанских святителей Гурия, Варсонофия и Гер­мана, в к-рую вложены серебряные ковчежцы с частицами их мощей. В документах упоминается вылитый из золота Смоленский образ Божией Матери, также пожертвованный митрополитом Тихоном. Особо чтимой была И. Казан­ской Божией Матери, избавившая, по преданиям, чебоксарцев от холеры в 1840-х гг. Находилась в часовне при храме Вознесения Господня, а ранее – на наруж. стене храма Казанской Богоматери. В соборе Введения Чебоксар также хранится камен. (шиферный) рельефный образок св. Николая Чудотворца, относящийся приблизительно к кон. 14 в. Такие иконки были типичны для Новгорода, Москвы, Белоруссии и распространены во всех регионах. Возможно, она была завезена позднее, в период христианизации Чуваш. края. Резной образ св. Параскевы Пятницы – редкий памятник церков. скульптуры 18 в. Представляет собой  стоящую в рост фигуру святой, вырезанную из липы и расписанную темперными красками. В одной руке держала крест (сохранился частично), кисть другой утрачена. До 1930 находилась в колокольне Троиц. собора Цивильска, откуда была передана в Централ. чуваш. музей, с 1951 – в Чуваш. государствен. художествен. музее. Представляет собой редкий иконо­графич. тип – на голове отсутствует канонический плат, из-под шапки цилиндрической формы видны уши. Первоначальная живопись, созданная хохлом­скими мастерами Нижегород. губ. и покрытая поздними слоями, расчищена в реставрацион. центре им. И.Э. Грабаря (Москва). «Житие царевича Димитрия» – произведение сер. 18 в.; холст, масло. Список с несохранившейся И., написанной в Чебоксарах в нач. 17 в. Существует следующая версия её происхождения: в 1601 по указу Бориса Годунова в Чебоксары в Никол. жен. монастырь была сослана бабушка будущего царя Михаила Романова Мария Шестова. Здесь она заказала келейную И. с изображением сцены убиения царевича Димитрия 15 мая 1591, таким образом обвинив Бориса Годунова в цареубийстве. Чебоксар. список выделяется из 12 сохранившихся в разных музеях страны (Государствен. Эрмитаж, Государствен. Русский музей, Государствен. Историч. музей и др.) наибольшим количеством изображений-клейм и текстов к ним, написанных на поле И. До 2000 находилась в ЧГХМ, восстановлена в реставрацион. центре им. И.Э. Грабаря, передана Чебоксар­ско-Чуваш. епархии. «Процветшее древо креста» – кон. 18 – нач. 19 вв. (собрание ЧГХМ). Редкий сюжет является заимствованием из искусства Запад. Европы в 17 в., что было вызвано необходимостью в назидательных, призывающих к добродетели, просветительских произведениях, толковавших евангел. события. В И. много символов и аллегорий. Отреставрирована в С.-Петербург. художествен. училище им. Н.К. Рериха, демонстрировалась на выставке в г. Ярославль (1997).

На территории Чувашии сохранились и др. прославлен. И.: Тихвинской Божией Матери (17 в.) в Тихвин. жен. монастыре (г. Цивильск), св. Параскевы Пятницы (18 в.) в храме Вознесения Господня с. Семёновское Порец. р-на и др.

Широкое распространение получили И. Казанской Божией Матери, св. Николая Чудотворца, а также Богоматери «Знамение» так называемых «дивеев­ских писем», написанные в Серафимо-Понетаев. монастыре Нижегород. губ. и до сих пор украшающие многие храмы Чувашии.

К шедеврам древнерус. живописи можно отнести житийную И. 17 в. Тихвинской Божией Матери с 16 клеймами (ЧГХМ). Сохранилось несколько датированных И. (напр., Иверской Божией Матери, 1706) и подписных (Александра Рукавишникова, Флегонта Соколова) – все в собрании Чуваш. государствен. художествен. музея.

Автор: А.И. Мордвинова.
Иллюстрации
А. Рукавишников. Икона Толгской Божией Матери. 1855.
Крестный ход с иконой Николая Чудотворца. Чебоксары. 1890-е гг.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство