Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ СТАНЦИИ И УЗЛЫ объекты транспорта, обеспечивающие приём, отправление и пропуск поездов, выполняющие пассажир. и грузовые операции. Станции от узлов отличаются по выполняемым функциям, объёму грузооборота и т.д. На Ж. с. расформировываются и формируются поезда, ремонтируются локомотивы и пассажир. составы и т.д. Первая Ж. с. на территории Чувашии построена на окраине Алатыря в 1893, в 1913 – Ж. с. Шихраны (после образования Чуваш. автоном. обл. стала называться ст. Канаш). В 1920-е гг. построены новые станции и разъезды: Мыслец, Пинер, Чаркли, Буинск, Алтышево, Кибечи и др. В 1937 на ст. Канаш открыто основное паровозное депо. В 1939, после завершения строительства линии Канаш – Чебоксары, открыты Ж.с. Чебоксары и Чебоксары-2. В 1965–70 пущены в эксплуатацию Ж.с. Лапсары, Гремячево (сортировочная станция), Промышленная.

В республике имеется 18 станций и узлов различного грузооборота: крупная (более 1 млн т) – Чебоксары (участ­ковая пассажирско-грузовая станция 1-го класса); средние (от 500 тыс. т до 1 млн т) – Новочебоксарск (участковая грузовая станция 3-го класса), Канаш (узловая сортировочная станция 1-го класса); мелкие (от 100 до 500 тыс. т) – Алатырь (узловая сортировочная станция 1-го класса), Вурнары (продольного типа 4-го класса), Ибреси (продольного типа 4-го класса), Урмары (продольного типа 4-го класса), Тюрлема (продольного типа 4-го класса, Козлов. р-н), Цивильск (промежуточная станция 5-го класса, Цивил. р-н); очень мелкие (грузооборот до 100 тыс. т) – Ишлеи (промежуточная станция полупродольного типа 5-го класса, Чебоксар. р-н), Шоркистры (Урмар. р-н), Мыслец (Шумерлин. р-н), Траки (промежуточная станция полупродольного типа 5-го класса, Красноарм. р-н), Киря (Алатыр. р-н), Буинск (Ибресин. р-н).

По типу грузового баланса узлы и станции подразделены на активные, в грузообороте к-рых отправление преобладает над прибытием (Чебоксары, Новочебоксарск); пассивные, в к-рых прибытие превышает отправление грузов (все остальные Ж.с. и у.). По выполняемым функциям в транспортной системе республики выделены станции и узлы, обслуживающие промышленность (Чебоксары, Новочебоксарск); смешанные, обслуживающие промышленность и сел. хозяйство (все остальные).

Автор: О.Е. Гаврилов, Л.М. Лапташкина
Иллюстрации
Железнодорожная станция Канаш.Фото 2005

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство