Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

КНИЖНАЯ ГРАФИКА – вид изобразител. искусства, связанный с оформлением книги в стилистич. единстве всех её графич. компонентов: суперобложки, обложки, форзаца, фронтисписов, титул. листа, иллюстраций, заставок, инициалов, концовок и др. элементов книж. убранства. Общее конструирование книги (дизайн) также относится к данному виду искусства. Самостоятел. область К.г. составляет искусство шрифта.

История чуваш. К.г. берёт начало с «Нового букваря для чуваш», изданного в 1912 с иллюстрациями – рисунками К.В. Иванова. С образованием Чуваш. автоном. обл. начинается деятельность Чуваш. отделения государствен. издательства (Чувашгиз) в Чебоксарах.

Первые профессионал. шаги чуваш. К.г. связаны с именем М.С. Спиридонова. В 1930 им выполнены иллюстрации к «Букварю для чувашских школ», в к-рых наглядно переданы труд и быт старой и новой чуваш. деревни. В том же году в Москве на чуваш. языке была издана поэма К.В. Иванова «Нарспи» с иллюстрациями А.Ф. Мясникова. В целях обеспечения книгоиздател. дела республики национал. кадрами художников в 1934 при Алатыр. типографии открыто гравёр. отделение, позже преобразован. в школу, затем – в художественно-гравёр. училище. Это было единствен. в стране учеб. заведение подобного рода. Его организатором и руководителем был Ф.С. Быков. Укрепление полиграфич. базы издательства, профессионал. подготовленность художников-графиков позволили значительно изменить облик чуваш. книги 1930-х гг. Линогравюра заменялась рисунком, часто многоцветным. Особое внимание обращалось на целостность оформления из­дания. В качестве примера можно назвать сборник художествен. очерков «Хаваслăн ĕçлетпĕр» (Радостный труд, 1934), оформленный А.Д. Демидовым и Ю.А. Зайцевым. Начиная с 1937 был издан ряд оригинал. книг для детей в оформлении Г.Ф. Филиппова, Н.Д. Мохова, Г.Д. Харлампьева, П.В. Сизова и др. Несмотря на трудности с бумагой и красками, выпуск книг Чуваш. государствен. издательством продолжался и в годы Вел. Отечеств. войны 1941–45 – прежде всего книги о войне, раскрывавшие патриотизм защитников Родины.

В послевоен. годы начался новый этап развития К.г. Наряду со стар. поколе­нием художников в искусстве книги заявили о себе выпускники Чебоксар. художествен. училища Ю.П. Смирнов, М.И. Жолобов, Ф.П. Осипов и воспитанник Алатыр. художественно-гравёр. училища П.В. Сизов. Значител. вклад в развитие К.г. республики внесла М.М. Михаэлис. Она, работая с 1944 по 1955 стар. художествен. редактором Чувашгиза (с 1963 Чуваш. книжное издательство), способствовала творческому росту мо­лодых коллег. О достижениях художников свидетельствовали специал. выставки К.г., проведённые в 1949–52.

На новый этап развития искусство чуваш. книги вышло в сер. 1950-х гг. Стар. художествен. редактором в издательстве начал работать выпускник Моск. полиграфич. института М.А. Ильин. Успеху и раскрытию творческих возможностей художников способствовало укрепление полиграфич. базы издательства, позволившее широко применять многоцвет. печать. Примечателен 1956, когда ху­дожники республики (М.М. Михаэлис, Ф.П. Осипов, Ю.П. Смирнов, М.И. Жолобов, В.Ф. Солодовников, А.В. Мочалов) приняли участие во Всесоюз. выставке книги, графики и плаката в Москве. Дальнейшее развитие К.г. связано с приездом в Чебоксары в нач. 1960-х гг. выпускников художествен. вузов страны – В.П. Авраменко, С.А. Владимирова, С.С. Головатого, А.А. Ефейкиной, М.А. Зобниной, А.А. Макарова, А.И. Миттова, Р.Ф. Фёдорова, Э.М. Юрьева и др. С искусством книги связывают свою творческую деятельность и талантливые воспитанники Чебоксар. художествен. училища (В.И. Агеев, В.Я. Арапов, В.Е. Емельянов и др.). Чуваш. книга 1960–70-х гг., отмеченная обновлением художественно-эстетич. лика, активно заявляла о себе на всеросс. конкурсах «Искусство книги».

Следующий период в развитии К.г., относящийся к 1980-м гг., связан с именем Э.М. Юрьева, работавшего в издательстве художествен. и стар. художест­вен. редактором с 1964. Он способствовал корен. перестройке книж. искусства Чувашии. В понятие «искусство книги» Юрьев вкладывал не только художествен. оформление, но и полиграфич. исполнение изданий. В 1980–90-е гг. с издательством наиболее активно сотрудничали художники В.И. Агеев, И.В. Алексе­ев, В.Я. Арапов, Ю.И. Богдяж, В.Г. Бритвин, С.А. Вла­димиров, В.В. Гурин, М.А. Ильин, А.А. Макаров, Г.М. Онуфриева, В.А. Смирнов (Ростоцкий), З.И. Чернова, В.М. Ширшов и др. Тогда же в искусстве К.г. начали заявлять о себе В.Н. Гончаров, М.Д. Давлятшин, Т.И. Немцева, М.Ю. Николаев, Г.С. Самсонова и др.

В современ. чуваш. К.г.  наряду с художниками старшего поколения рабо­тают молодые авторы: Н.Н. Тихонова, С.А. Бритвина, И.Е. Калентьева, С.А. Кангина, Е.И. Николаева, Н.И. и С.В. Орловы и др. Активно используются возможности компьютер. графики. В этой области проявляют себя молодые художники.

Автор: Ю.В. Викторов.
Иллюстрации
Э.М. Юрьев. Разворотный шмуцтитул к книге А.С. Пушкина «Пĕчĕк трагидсем» (Маленькие трагедии). 1983.
М.М. Михаэлис. Иллюстрация к книге И.Я. Яковлева "Сармантей". 1956.
П.В. Сизов. Иллюстрация к книге К.В. Иванова "Нарспи". 1989-1990.
М.Ю. Николаев. Обложка к учебнику "Чувашское слово" для 1-го класса. 2004.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство