Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

СТАНКОВОЕ ИСКУССТВО – произведения изобразительного искусства, имеющие самостоятельную ценность и не связанные с определённым местом в интерьере, парке или на площади. Выполняются в мастерской на станке (специал. приспособление для работы: у живописцев – мольберт, у скульпторов – вращающийся стол-станок на треножнике или подиум, отсюда название). Произведения С.и. могут переноситься с места на место, выставляться в различ. залах, быть в постоян. экспозициях музеев и галерей.

В чувашском С.и. наиболее развита живопись. Первыми авторами станковых картин были А.А. Кокель, А.А. Александров, М.А. Адрианов, М.С. Спиридонов, Н.К. Сверчков и др., стоявшие у истоков чуваш. профессионал. изобразител. искусства. В 1930–80-е гг. произведения станковой живописи создавались в историч., историко-революцион., бытовом, портрет., пейзаж. и натюрморт. жанрах. В сюжетно-тематич. живописи талантливо проявили себя М.С. Спи­ридонов, Н.К. Сверчков, Ю.А. Зайцев, Н.В. Овчинников, Р.Ф. Фёдоров, П.Г. Кипарисов, Н.П. Карачарсков, В.И. Агеев, А.И. Миттов, П.В. Павлов, В.Д. Чураков, К.В. Владимиров, Н.А. Енилин и мн. др. Живопис. произведения в портрет. жанре, запечатлевшие образы совре­менников, создали М.С. Спиридонов, Н.В. Овчинников, П.Г. Григорьев-Савушкин, Р.М. Ермолаева, Н.П. Карачарсков, В.Д. Чураков и др. В пейзаж. полотнах многих живописцев воспета природа родного края. Этот жанр, пользующийся повышенным интересом чуваш. художников всех поколений, отмечен в творчестве многих мастеров – М.С. Спиридонова, Н.В. Овчинникова, С.Ф. Скрябина, В.С. Гурина, Б.М. Белоусова, Г.И. Исаева, М.Ф. Харитонова, А.В. Акцынова, Л.М. Акцыновой, Е.А. Вдовичевой, И.И. Даренкова, В.Я. Медведева, Н.А. Енилина, П.В. Петрова, А.В. Данилова, Н.Г. Егорова, Ю.Н. Романова, В.Н. Серова, А.Р. Фёдорова, К.А. Долгашёва, Ю.Ю. Ювенальева и др. Тематически разнообразен жанр натюр­мор-та, к-рый представлен живопис. про-изведениями П.П. Козлова, А.М. Спи­ри­доновой, С.И. Алатова, В.Л. Нем­цева, Н.С. Ведерникова, И.И. Григорьева, А.П. Рыбкина, В.Г. Милославской, Е.М. Есина и др.

Чуваш. станковая графика как самостоятел. вид искусства берёт начало с 1930-х гг. Большой вклад в её развитие внесли Ф.С. Быков, М.С. Спиридонов, И.Т. Григорьев и др. В сер. и во 2-й пол. 20 в. важную роль в расцвете всех жанров станковой графики сыграли Ф.П. Осипов, А.К. Капранов, П.Г. Григорьев-Савушкин, В.И. Агеев, Р.Ф. Фёдоров, В.П. Ав­раменко, С.С. Головатый, А.А. Ефейкина, Э.М. Юрьев, Г.П. Маринин, Т.Л. Зверева, В.Г. Бритвин и др. Станковая графика отмеченного периода представ­лена тематич. сериями об историч. прошлом и современности. Она отличается использованием многих графич. материалов и техник. В кон. 20 – нач. 21 вв. в этом виде изобразител. искусства проявили себя С.А. Бритвина, М.М. Гаврилов, А.Л. Мухин, А.Н. Фёдоров, А.С. Насекин, И.А. Улангин и др., в творчестве к-рых просматриваются новые тенденции в развитии станковой графики.

Чуваш. станковая скульптура, как и монументал., в течение длител. времени отставала от развития живописи и графики. Первым профессионал. чуваш. скульптором был Г.С. Спиридонов, известный портретами современников. В основном в этом же жанре работал и И.Ф. Кудрявцев. В развитии станковой скульптуры 2-й пол. 20 в. видную роль сыграли Ю.И. Ксенофонтов, Ф.И. Мадуров, Е.М. Бондарь, В.П. Черепанов. Активно заявили о себе В.П. Нагорнов, С.Н. Кадикин, В.А. Зотиков, П.С. Пупин, Л.Я. Тихонов, В.А. Кузьмин, С.А. Плешков, Ю.А. Андреев и др., успешно продолжающие свою творч. деятельность.

Автор: Ю.В. Викторов.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство