Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО (монумент, монументальный – от лат. monere – напоминать) – род изобразительных искусств, к произведениям к-рого относятся памятники и монументы, как правило, значительных размеров, созданные в память о важном событии или лице, а также скульптурное, живописное, мозаичное и витражное убранство отдельных зданий или целого архитектурного ансамбля, городская и парковая скульптура, фонтаны и т.д. Выступая в синтезе с архитектурой, М.и. конкретизирует идейное содержание зданий, адресно подчёркивает их предназначение, индивидуальность и значимость. Создаётся также в тесной связи с окружающей средой – предметно-пространственной или ландшафтной. Стремится выразить возвышенные и широкие обществен. идеи, обладает особым художественно-образ. строем, мас­штаб­ностью, эмоционал. приподнято­стью.

Первые произведения чуваш. М.и. – древ. памятники народ. культовой скульп­туры. В 16–19 вв. его развитие связано с возведением в Чебоксарах, Алатыре, Цивильске, Ядрине, др. городах и селениях Чувашии православно-церков. комплексов. Из среды мест. (алатыр.) художников в кон. 19 – нач. 20 вв. в мировое искусство вошёл скульптор С.Д. Эрьзя. После Октябр. революции 1917 образцы монументал. росписи на обществен. зданиях, панно, плакаты, театрал. декорации были созданы Н.К. Сверчковым и М.С. Спиридоновым. В Харькове (Украина) в этот же период в М.и. проявил себя А.А. Кокель. Первым подлин. произведением М.и. стал памятник С. Разину Г.С. и М.С. Спиридоновых, открытый в Чебоксарах 1 мая 1921. В 1920–30-х гг. монументал. комплексы были сооружены в Чебоксарах (скульпторы Б.В. Лавров, А.Ф. Мясников, Г.Д. Харлампьев) и др. городах республики. В последующие 2 десятилетия произведения М.и. создавались с участием скульп­тора И.Ф. Кудрявцева. Одним из извест­ных его творений и значител. произведением чуваш. М.и. является памятник – бюст К.В. Иванову в Чебоксарах. На рубеже 1950–60-х гг. удачными примерами синтеза архитектуры и изобразител. искусства стали украшения фронтонов зданий: Чуваш. государствен. филармонии – мозаикой и Чуваш. государствен. академич. драматич. театра – скульптур. фигурами. С открытием художественно-графич. факультета в Чуваш. государствен. педагогич. институте (1960) в республике появились новые возможности для развития М.и.

В технике сграффито выполнена монументал. композиция «Дорогу осилит идущий» на фасаде студенческого общежития ЧГПИ в Чебоксарах по ул. К. Маркса (авторы Н.С. Ведерников, Ф.И. Мадуров, Ю.В. Белосельский, 1967). Декоративно-монументал. панно «Чувашия» в технике чеканки украсило фойе гостиницы «Чувашия» (авторы А.И. Иванов, Ф.И. Мадуров, 1970). Высокую образность и национал. своеобразие проде­монстрировали Н.П. Николаев, А.А. Еф­ейкина и Б.М. Макаров в панно «Почта, 1971» для зала Главпочтамта столицы, использовав в качестве изобразител. материала различ. по длине и цвету кусочки проволоки в сочетании с чеканкой на меди. Новый этап в развитии М.и. республики, как и во всей стране, начался с 1970-х гг., для к-рого характерны решение более сложных задач по художественно-эстетич. преобразованию окружающей среды, обогащение национал. школы изобразител. искусства, тесные творческие контакты зодчих с художниками-монументалистами. Позитив. роль в развитии монументал. форм искусства сыграл теоретич. семинар «Синтез искусств в архитектуре и использование национальных мотивов в архитектурном творчестве и художественно-декоративном искусстве», проведённый в Чебоксарах (14 июня 1979). В этот период чуваш. ваятелями был создан ряд выразител. произведений монументал. и монументально-декоратив. скульптуры. Наиболее известны творения А.К. Брындина [памятник М. Сеспелю на родине поэта (1969), памятный знак космонавту А.Г. Николаеву (1987), памятник М.С. Спиридонову в Чебоксарах (1988), памятник И.С. Семёнову в Новочебоксарске (1985) и др.], Ю.И. Ксенофонтова (надгробный памятник П.П. Хузангаю в Чебоксарах, 1978), А.П. Майраслова (памятник М. Сеспелю в Чебоксарах, 1988), В.П. Нагорнова («Муза» на фасаде ЧГХМ, 1985). Из памятников, связанных с темой Вел. Отечеств. войны 1941–45, особенно выразительны произведения, созданные А.К. Брындиным и А.И. Ивановым (с. Янгорчино Вурнар. р-на, 1969–74), Е.М. Бондарем (д. Изедеркино Моргауш. р-на, 1981–84). Оригинальные монументально-декоратив. композиции в традициях народ. деревян. скульптуры создал Ф.И. Мадуров [«Время и жизнь» на площадке отдыха автотрассы близ Шемурши (1974–82), «Хоровод» для дома отдыха «Ильинский» (1985), «Дорога на Москву» (1989) в Чебоксарах]. Новизной трактовки отличается и монументально-декоратив. композиция «400 лет городу Цивильску» (1989) А.С. Розова. Целый комплекс высокообразных работ, относящихся к М.и., выполнен в ансамбле Музея В.И. Чапаева в Чебоксарах (архитектор А.К. Кузьмин, художники А.К. Брындин, В.П. Черепанов, А.И. Иванов, П.Г. Егоров, 1972–74). Архитекторами А.К. Куладжи и Е.Г. Меньщиковым совместно с художником-монументалистом Н.С. Ведерниковым создан ансамбль централ. части пр. Тракторостроителей в Чебоксарах (1981). В монументал. живописи (настен. роспись, мозаика, витраж) талантливо проявили себя также Р.Ф. Фёдоров, В.П. Петров (Праски Витти), Ю.Н. Николаев, В.Ф. Гришаев, В.Г. Долгов, И.И. Григорьев, В.М. Иванов, В.С. Карандаев и др., произведения к-рых укра­сили корпуса промышлен. предприятий, учеб. заведений, домов и дворцов культуры, клубов, спортив. сооружений, вокзалов, больниц, почтовых отделений, торговых комплексов, др. зданий обществен. и административ. назначения и т.д. в Чебоксарах, Новочебоксарске и др. городах и район. центрах республики.

Новые тенденции в развитии М.и. появились на рубеже 20–21 вв. Наряду с произведениями монументал. скульптуры и монументал. живописи создаются объём. монументально-декоратив. композиции с использованием элементов национал. орнамента. Подоб. рода произведения установлены в центре Новочебоксарска («Модель мира» – автор П.С. Пупин, 2003) и при въезде в Чебоксары со стороны Москвы («Древо мира» – автор А.С. Герасимов, 2006). Значительными являются в области монументал. скульптуры работы В.П. Нагорнова: памятники К.В. Иванову (1995), П.П. Хузангаю в Чебоксарах, И.Я. Яковлеву в Ульяновске (2007); в Респ. Татарстан в соавторстве с А.А. Трофимовым и Н.Ф. Угасловым – памятники И.Я. Яковлеву в с. Кошки-Новотимбаево (2008), Н.И. Полоруссову-Шелеби в пос. Аксубаево (2007), дважды Герою Социалистич. Труда, генерал-полковнику-инженеру П.В. Дементьеву в с. Дрожжаное (2007). Значимым явлением М.и. стало создание «Монумента Матери» (2003). Известны произведения ваятелей Л.Я. Тихонова – памятник Н.Я. Бичурину в Чебоксарах, в соавт. с А.А. Трофимовым (2004), В.А. Зотикова – памятник И.Я. Яковлеву в Чебоксарах, в соавт. с О.И. Ксенофонтовым (2008), парковая монументал.-декоратив. композиция «Единение культур и народов» (2008, с участием В.А. Кузьмина, М.П. Краснова и др.) в Чебоксарах, «Памятник Материнству» в Новочебоксарске (2007). С сооружением «Дороги к храму» масштаб. преобразования произошли в исторической части столицы Чувашии: восстановлены, реставрированы и реконструированы памятники зодчества прошлых столетий, сформировался ансамбль Красной площади, залив украсился фонтанами – новым явлением в чуваш. М.и. В обрамлении холмистого ландшафта и архитектурно организованного пространства, включающего произведения монументал. скульптуры и архитектуры малых форм, фонтаны украсили акваторию залива, оживили и преобразили облик столичного города. Большие возможности для развития монументал. форм искусства представили Президентский бульвар и бульвар Купцов Ефремовых («Арбат») в Чебоксарах. Открытие архитектурно-паркового комплекса «Добрый ангел мира» и сквера «Студенческий» в Чебоксарах также свидетельствует о новых тенденциях в развитии разных форм М.и. С сер. 1990-х гг. на территории санатория «Чувашия» систематически проводят-ся симпозиумы по деревян. скульптуре (участники – Сандр Пикл (А.И. Алексеев), Н.М. Балтаев, Ф.И. Мадуров, Праски Витти (В.П. Петров), Ю.П. Матросов, В.А. Кузьмин, П.И. Кошелев, П.С. Пупин и др.). В результате появился этнографич. скульптур. парк в Заволжье, монументал.-декоратив. скульптура обогатилась национал. тематикой. Позитив. изменения в развитии современ. М.и. присходят в городах Новочебоксарск, Ядрин, Мариинский Посад, Алатырь, Канаш, Цивильск, Козловка, в посёлках Ибреси, Вурнары, Урмары, Кугеси, в сел. район. центрах.

Автор: Ю.В. Викторов.
Лит.: Трофимов А.А. Искусство. Избранные труды. Ч., 2005.
Иллюстрации
Н.С. Ведерников. Монументальная роспись «Весна» по проспекту Тракторостроителей. Чебоксары. Фото 2009.
Н.С. Ведерников. Монументальная роспись «Лето» по проспекту Тракторостроителей. Чебоксары. Фото 2009.
Ф.И. Мадуров. «Дорога на Москву». Чебоксары. Фото 2008.
А.К. Брындин, А.И. Иванов. Архитектурно-скульптурный мемориал в с. Янгорчино. Вурнарский район. 1974.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство