Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ – художественный метод 20 в., возникновение к-рого связано с распространением социалистических идей. Основные принципы были сформулированы в СССР, где коммунистич. партия взяла на себя глав. роль в организации духовной жизни общества, что на практике привело к подчинению литературы и искусства принципам её идеологии и политики. Положител. образ героя – борца, строителя новой справедливой жизни, а также изображение героич. будней и триумфал. революцион. деятельности стали глав. темой искусства. В 1920–50-е гг. – время становления и расцвета социалистич. реализма (соцреализма) – наибольшее внимание уделялось жанрам историч. и бытовой картины, развивался «индустриальный» жанр. Сюжет. сторона картины, её простота и доступность для понимания неискушённого в искусстве зрителя были глав. критерием в оценке, часто без учёта исполнительской культуры. В этот период были отвергнуты религиоз. искусство средних веков и авангардное искусство 20 в., прерваны связи с европ. культурой.

Термин впервые появился в совет. печати в 1932, но, официально поддерживаемый государством, этот метод стал единственно возможным для большинства художников гораздо раньше. В 1922, когда художники страны были объединены в Ассоциацию художников революционной России, др. направления в искусстве уже не могли развиваться открыто.

Становление профессионал. художествен. творчества в Чувашии проис­ходило именно в рамках соцреализма. Мастера, стоявшие у его истоков, – М.С. Спиридонов и Н.К. Сверчков, несмотря на идеологические установки, опираясь на реалистические традиции рус. искусства, глав. обр. «передвижников», сумели создать произведения, рассказавшие о своей эпохе. В картинах М.С. Спиридонова «В избе-читальне» (1927), «Ударная бригада бетонщиков на строительстве Канашского вагоноремонтного завода» (1935), Н.К. Сверчкова «Первый трактор в чувашской деревне» (1937) и др., при всей тенденциозности, присутствуют дыхание времени, энергия и характер героев. В произведениях Ю.А. Зайцева «Акатуй» (1935), М.С. Спиридонова «Пузырист» (1927), «Невеста» (1960), Н.К. Сверчкова «Чувашская свадьба» (1967) отражён интерес к национал. истории, традицион. быту и культуре, к-рые являются одной из глав. тем художников Чувашии. 1950–60-е гг. стали временем наивысших достижений соцреализма в чуваш. искусстве, особенно в живописи. Благодаря приезду в Чебоксары мастеров, окон­чивших художествен. институты в Ле­-нин­граде и Москве, – Р.М. Ермолаевой, В.С. Гурина, Е.Е. Бургулова, Н.В. Овчинникова, А.М. Спиридоновой, М.Ф. Харитонова и др., в этот период значительно повысился общий профессионал. уровень нового поколения художников, к-рые сумели создать ёмкие, многоплановые по содержанию и форме картины. Важно также, что победа в Вел. Отечеств. войне придала реализму в этот период новую жизнен. силу. В Чувашии наиболее ярким представителем иску­сства соцреализма этого периода был Н.В. Овчинников, отразивший в своих произведениях как трудовую, так и парад. сторону жизни совет. народа.

С кон. 1950-х гг. художествен. жизнь становится многообразнее. На авансцене художествен. процесса нарождаются новые течения.

Автор: А.И. Мордвинова.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство