Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

СЦЕНОГРАФИЯ, декорационное искусство – вид художественного творчества, оформление сцены средствами архитектуры, живописи, прикладного искусства, костюма, дизайна и т.д. В спектакле к искусству С. относится всё, что окружает актёра (декорация), всё, с чем он имеет дело – играет, действует (материально-веществен. атрибуты), а также его костюм, грим, маска, др. элементы преображения внеш­ности. Изобразительно-пластический образ зависит от характера драматического или музыкал. произведения, от его режиссёр. прочтения.

Чуваш. С. берёт начало в Симбир. чуваш. школе (см. фото) и далее с основания Чуваш. (1920) и Рус. (1922) драматич. театров в Чебоксарах, где оформлением сцены и созданием костюмов занимались глав. обр. художники-лю­бители, иногда актёры и режиссёры. Первыми художниками, получившими образование (кон. 1910-х – 1920-е гг.) в Казан. художествен. школе, стали К.М. Васильев и И.С. Максимов-Кошкинский. В 1929 в Чебоксары приехал А.Г. Дымов – выпускник С.-Петербург. училища барона Штиглица, с ним связано появление необходимых для те­атра условности и образности в декорациях. В 1920-х гг. в г. Алатырь работал Д.П. Жуйков, воспитанник Академии художеств, он обеспечивал декорациями театры Алатыр. у. В 1930-х гг. художником в театре г. Козловка был М.С. Кладов. В ведущих театрах Чуваш. Респ. – Чуваш. академич. драматич. театре и Рус. драматич. театре в 1930–40-х гг. художниками работали П.Д. Дмитриев, Н.Д. Мохов, Ю.А. Зайцев, Б.А. Архангельский и А.П. Вышенский. Из них только Мохов имел сред. художествен. образование, другие начинали с помощников декоратора, оканчивали какие-л. классы рисования и пр. Тем не менее С. развивалась, в нек-рых спектаклях обретала яркие сценические решения в духе своего времени. В эти годы эпизодически работали в театрах В. Марысаев, П. Чечин, П.В. Иовлев, Н.Ф. Бяков, Е. Сапожников и др. В 1948 в Чебоксарах состоялась первая выставка «Чувашское театральное искусство за 30 лет». В 1949, окончив театрально-декорацион. отделение живопис. факультета Ленинград. института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, в Чебоксары приехал Е.Е. Бургулов, он создал декорации и костюмы к более 70 постановкам. В 1959 Е.Е. Бургулов стал глав. художником Республикан. рус. драматич. театра. В 1950-х гг. также работали В.К. Суханов, П.Д. Дмитриев. В 1960–90-е гг. – В.Е. Баженов, В.М. Мазанов, В.В. Гунько, С.К. Кошкин, к-рые внесли значител. вклад в развитие С. Кон. 20 – нач. 21 вв. ознаменован яркими спектаклями, оформленными худож­никами Ю.П. Матросовым, В.В. Фёдоровым и В.С. Шведовым. Для этого периода характерно также оформление отдельных спектаклей приглашёнными из др. городов и стран сценографами.

Автор: А.И. Мордвинова.
Иллюстрации
Е.Е. Бургулов. Эскиз декорации к пьесе А.П. Чехова «Три сестры». Русский драматический театр. 1952.
Оформление сцены к постановке отрывков оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя» в Симбирской чувашской школе. Художник К.В. Иванов. 1913.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство