«Сказки и предания чуваш» // |
«СКАЗКИ И ПРЕДАНИЯ ЧУВАШ», «Чăваш халлапĕсем» (Симбирск, 1908) – первая антология чувашской литературы, составленная и изданная И.Я. Яковлевым к 40-летию Симбирской чувашской школы |
«Тăхăр ял» // |
«ТĂХĂР ЯЛ» (букв. девять деревень) – фольклорно-этнографический и философско-публицистический труд |
Антропонимика поэтическая // |
АНТРОПОНИМИКА ПОЭТИЧЕСКАЯ изучает функционирование личных имён в фольклоре и художественной литературе. Выбор имени героя, образа, персонажа произведения обусловливается жанром и художественно-эстетич. задачами произведения. Имя выполняет… |
Бывальщина // |
БЫВАЛЬЩИНА – жанр сказочной прозы, короткий суеверный рассказ о каком-л. случае, будто бы происшедшем в действительности, повествование о невероят. происшествиях, встречах с «нечистой силой». В чуваш. фольклоре зафиксированы Б. о духах природы… |
Детективная литература // |
ДЕТЕКТИВНАЯ ЛИТЕРАТУРА – ветвь приключенческой литературы , связанная с поиском и раскрытием какой-либо загадки или преступления через остроконфликт. сюжет. Первый этап развития чуваш. Д.л. пришёлся на 1930–40 гг. Для этого периода характерны… |
Детская литература // |
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА – художествен. и научно-популяр. литература для детей и юношества. Включает в себя произведения, адресованные читателям дошкольного, младшего, среднего и старшего школьного возраста, а также нек-рые др. литератур… |
Документальная проза // |
ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ПРОЗА – разновидность художествен. прозы, исследующая историч. события и явления обществен. жизни путём анализа документал. материалов, воспроизводимых целиком, частично или в изложении. Не исключая художествен. вымысла, Д.п… |
Драма // |
ДРАМА (от греч. drama – действие) – 1) род литературы (наряду с эпосом и лирикой). Чуваш. Д. зародилась на заре истории человечества, когда сложился традицион. обрядовый комплекс туй (свадьба), т.к. именно он вошёл в основу народ. Д. Элементы Д… |
Драматургия чувашская // |
ДРАМАТУРГИЯ ЧУВАШСКАЯ ведёт начало с сер. 19 в. Её зарождение связано с развитием драматич. элементов в обрядовых действиях. На становление Д.ч. оказали влияние литератур. традиции, повествовател. жанры. В качестве первых образцов Д.ч. выступили… |
Древнетюркская литература // |
ДРЕВНЕТЮРКСКАЯ ЛИТЕРАТУРА – памятники письмен. культуры тюркоязыч. племён эпох древнего мира и раннего средневековья. На территории Тюркского каганата первоначально повсеместно функционировала рунич. письменность, а затем – уйгурская и… |
Литературоведение // |
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ – наука о художественной литературе, её сущности, функции, истоках и этапах формирования, развития, закономерностях историко-литературного процесса. Основные отрасли Л.: теория, история и художествен. критика. В теорию, кроме… |
Метрика // |
МЕТРИКА (греч. metrik, от. metron – мера, размер) – совокупность законов строения стиха, то же, что стихосложение; наука о законах строения стиха, то же, что стиховедение. М. чуваш. народно-песен. стиха – силлабическая с нек-рыми элементами… |
Новелла // |
НОВЕЛЛА (итал. novella, букв. – новость) – малый эпический жанр, близкий к рассказу . Своими корнями восходит к фольклору (басни, сказки, анекдот, фаблио). От рассказа отличается необычным, нередко парадоксальным, сюжетом, возникающим из… |
Сатира // |
САТИРА (лат. satira от satura – букв. смесь, мешанина) – вид комического , как условная форма художественного содержания охватывает многие виды искусства. В литературе к сатирич. жанрам относятся частушка, комедия , эпиграмм |
Силлабическое стихосложение // |
СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (от греч. sillabē – слог) – способ организации звукового состава стихотворной речи, основанный на соразмерности строк по числу слогов (изосиллабизм). Силлабика чуваш. народ. стиха (прежде всего ритмическая… |
Сказка // |
СКАЗКА, юмах – один из основных жанров устно-поэтического творчества, сложившийся в условиях разложения первобытнообщинного строя и упадка мифологического мировоззрения. В С. всегда присутствует централ. мотив, соответствующий кульминации… |
Сонет // |
СОНЕТ (итал. sonetto от прованс. sonet – песенка) – лирическое произведение с твёрдой стихотворной формой из 14 строк, образующих 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трёхстишия-терцета (на 2 или 3 рифмы). Требует лаконичности речи… |
Стиль // |
СТИЛЬ литературный – эстетически цельная, содержательная форма, органический сплав художественной речи, композиции, жанро-родовых свойств произведения и т.д. С. определяется доминантами, пронизывающими всё литератур. творение. Для прозы А.С… |
Трагедия // |
ТРАГЕДИЯ (греч. tragdia – букв. козлиная песнь) – жанр драматургии, изображающий глубокие противоречия, развёртывающиеся в жизни человека и соп |
Трагикомедия // |
ТРАГИКОМЕДИЯ – драматургический жанр, совмещающий признаки как трагедии , так и ко |
|