Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

ОВИН – сооружение на гумне для сушки снопов перед обмолотом. Чуваш. О., сходный с рус. О.-«шиш», состоял из круглой ямы глубиной 1,5–3 м и диаметром 2,5–3 м. Стенки, как правило, обкладывались камнем. В ряде селений север. половины Чуваш. края практиковались прямоугол. ямы со сторонами в среднем 2х3,5 м, в них устанавливали деревян. сруб. У края ямы или в нише складывали печку из камней с высоким устьем. Для защиты снопов от попадания искр яму перекрывали плахами, жердями (на последние иногда стелили луб). Сбоку ямы устраивали спуск с приставной лестницей или нарезанными ступенями; в нек-рых селениях для спуска в перекрытии делали люк. Из 30–40 жердей длиной 4–6 м и нижним диаметром до 20 см сооружали конус, его вершину стягивали обручем. Снопы складывали вкруговую колосьями вверх, огузье снопа верхнего ряда опиралось на перевязь нижнего. Всю конструкцию стягивали верёвкой. О. вмещал 350–700 ржаных снопов. Во влажные годы в О. сушили и яровые хлеба. Топили в основном по ночам, когда ветер затихал, расколотыми пнями, дровами, в безлесных районах – соломой, кизяком. За огнём присматривал старший из мужчин семьи. В топочной камере температура держалась ок. 50°С. Высушенность колосьев проверялась на ощупь. Зерно овинной сушки не теряло всхожести. В случае возгорания снопов стягивающую верёвку развязывали или перерезали, жерди встряхивали, чтобы снопы об­рушились, и огонь не перекинулся на скирды.

Почти каждая крестьян. семья имела О., иногда два. Нек-рые крестьяне обходились небольшими О. Их располагали под длинной двускат. соломен. крышей, стропила к-рой опирались на столбы. Под одной крышей размещали и ток для молотьбы. С сер. 19 в. в юж. части Чувашии О. стали постепенно исчезать, их количество сокращалось и в др. мест­ностях; одним О. пользовалось несколько семей.

По поверьям чувашей, дух-хранитель О. – авăн сыхчи, авăн кĕтÿçĕ оберегал от возгорания, покражи. Перед началом первой топки ему приносили жертву (горбушку хлеба) с молитвой о благополучной сушке, обмолоте. По окончании молотьбы проводили обряд авăн пăтти, букв. овинная каша, (авăн сăри, букв. овинное пиво). Приносили суп или кашу с курятиной, блины, пиво; глава семьи с молитвами откладывал перед овинной печью понемногу от еды и напитков в жертву хранителю, на вершину конуса или на гумен. столб втыкал необмолочен. сноп, после чего молотильщики трапезничали. У чувашей имелись также специал. О.-солодосушильни (салат авăнĕ) – полуземлянки, вырытые на склонах оврагов, О. - хмелесушилки (хăмла авăнĕ).

Автор: П.П. Фокин.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство