Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

СЕВ – один из этапов земледельче­ских работ: внесение в почву семян. У чувашей являлся мужским занятием, в малых семьях участвовали и женщины. Традиционно сеяли из лукошка, подвешенного через плечо, зёрна разбрасывали горстью. Семена ржи заделывали сохой и боронили. При С. яровых нередко ограничивались боронованием.

Перед началом С. проводили обряд выноса семян (вăрлăх кăларни). Считающийся самым удачливым член семьи или семейно-родственной группы, к-рый иногда определялся знахарем, спозаранок верхом выезжал в поле, прихватив 3 горсти семян, хлеб, куриные яйца (одно из них, крашеное, называлось «семенным», или «петушиным»). На пашне он произносил молитвы в адрес Турă и земледелия божеств и духов с просьбой об удачной работе, обильном урожае, разбрасывал семена, пробовал принесённую еду, зарывал «семенное яйцо» и горбушку хлеба. Следующий обряд проводился непосредственно перед выездом на С. (в нек-рых местностях – перед выездом на весеннюю пахоту): хозяин с молитвой осыпал небольшим количеством семян домашний скот и птицу.

По завершении весенних работ проводилось моление кашей (ака пăтти). На загон выносили котёл с полбенной кашей, лепёшки, варёные яйца по числу сеятелей, глава семьи произносил молитву с благодарностью за успешное окончание работ, обращался с просьбой об обильном урожае. Очищенные от скорлупы яйца опускали в кашу и приступали к трапезе. Со временем обряд стал исполняться в избе.

После христианизации обряды начала и завершения весенних полевых работ постепенно заменились православными молитвами.

Автор: П.П. Фокин.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство