Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

ГАРМОНИЗАЦИЯ разновидность обработки, подразумевающая сочинение сопровождения к какой-л. мелодии, а также само гармоническое сопровождение. Г. выявляет ладовую или тонально-функционал. сущность мелодии и сопровождает её соответствующими аккордами. Особо выделяется Г. народ. песен как обширный пласт профессионал. музыки. В данном случае Г. является воплощением метода создания музыкал. произведения на основе заимствован. напева. Традиции гармонич. облагораживания образцов народ. искусства сложились в европейской практике начиная с 16 в. Роль Г., как области композитор. творчества, была высока и в 19 в., когда в данном жанре в нек-рых странах осуществлялось создание национал. основ музыкал. языка. В чуваш. музыке стала исторически самым ранним жанром композитор. фольклоризма. Первые Г. выполнены в 1908–14 в стенах Симбир. чуваш. учител. школы. Их авторы – учителя И.М. ДмитриевПиç­нĕ-пиçмен çырлашăн» – За неспелой ягодой), П.М. Миронов («Виç нухрат» – Три монетки) и ученики Т.П. ПарамоновХĕ­вел хĕрелсе тухсассăн» – Когда солнце восходит, румянясь, «Шал-шал урпа» – Шумит ячмень, «Шăпчăк» – Соловей), Г.Г. Лисков Хура шывсем юхать» – Текут тёмные воды, «Çĕмĕрт çеçки çурăлать» – Расцветает черёмуха, «Вăрманта куккук авăтать» – В лесу кукушка кукует). Эти сочинения представляли собой опыт соединения народ. напевов и гармонии, соответствующей правилам рус. церков. пения кон. 19 в. Работу над Г. чуваш. народ. песен расширили Ф.П. Павлов и С.М. Максимов. В произведениях, опубликованных в сборниках 1918–19, они стремились избежать открытой связи с духов. музыкой и опирались на традиции рус. музыки светского направления. Среди этих Г. такие шедевры чуваш. хоровой музыки, как «Уй варринче» (Посреди поля), «Хĕрĕх чалăш хĕрлĕ ту» (Сорокасаженная красная гора), «Хура вăрман урлă эп каçнă чух» (Когда шёл я тёмным лесом) С.М. Максимова, «Олту», «Чĕнтĕрлĕ те кĕпер» (Резной мост), «Сап-сар кĕрĕк» (Шуба жёлтая) Ф.П. Павлова и др.

Автор: Л.И. Бушуева.
Лит.: Кондратьев М.Г. У истоков чувашской композиторской песни // Вопросы истории чувашского искусства. Ч., 1987.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство