Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

ЖИВОПИСЬ – один из видов изобразител. искусства; художествен. произведения, к-рые создаются с помощью красок и др. цветных материалов, наносимых на плоскость – основание для красочного слоя. С помощью различ. художествен. средств и приёмов живописец передаёт на плоскости богатство мира, объёмную форму предметов, их качествен. своеобразие и материальную плоть, глубину изображаемого пространства, световоздуш. среду. По технике исполнения Ж. подразделяется на масляную, водяными красками по сырой (фреска) и сухой (а секко) штукатурке, эмульсион. на яичном желтке (темпера), клеевую (гуашь), сухими красками (пастель), восковую (энкаустика), эмаль. Особое положение в Ж. занимают мозаика и витраж.

По своему назначению, характеру исполнения и образов Ж. делится на монументально-декоратив. (стенные росписи, панно и т.д.), к-рая участвует в организации архитектур. пространства, создавая идейно-насыщен. и эстетич. среду; станковую (см. Станковое искусство), более интим. и камер. по характеру; декорацион. (эскизы театрал. и кинодекораций и костюмов); иконопись; декоративно-прикладную (см. Декоративно-прикладное искусство); миниа­тюру (иллюстрации рукописей, портреты и т.д.). Основную роль в Ж. играет цвет. Выразительностью мазков и своей экспрессией он способен вызывать в зрителе различ. чувствен. ассо­циации и усиливать эмоциональность изображения. В произведениях Ж. цвет образует целостную систему (колорит). Теоретич. основой Ж. является колористика – наука о цвете, изучающая закономерности зрительного восприятия и использования цвета и цветовых сочетаний в различ. областях человеческой деятельности. По содержанию произведения станковой Ж. делятся на жанры: исторический, батальный, бытовой, анималистический, портрет, пейзаж, натюрморт.

Одним из основных жанров Ж. издавна считается исторический. Иногда он выступает в единстве с бытовым, батальным, портретным, пейзажным и др. жанрами. Разновидностью историч. жанра считается батальный, посвящён. темам войны и воен. жизни. Произведения этого жанра прославляют героев войны, воин. доблесть, идею защиты Отечества. Бытовой жанр – область Ж., отображающая повседневную жизнь людей. Находится в тесном переплетении с историч., батальным и портрет. жанрами. Портрет – изображение в Ж. определён. лиц. Портреты пишутся одиночные, парные, групповые. Бывают также автопортреты. По композиции делятся на изображение головы, погрудные, поясные и в полный рост. Важнейшими критериями художествен. ценности портрета являются передача внешнего сходства с оригиналом, раскрытие духов. сущности и психологич. особенностей портретируемого. Пейзаж – жанр или конкрет. произведение Ж., предметом изображения к-рого является природа, вид местности, ландшафт. Натюрморт – жанр, посвящён. изображению неживых предметов, «мёртвой натуры», и «неодушевлённой природы»: вещей домашнего обихода, атрибутов искусства и ремёсел, цветов, фруктов, овощей, битой дичи, рыбы и т.п. Произведения анималистич. жанра изображают животных. Этот жанр может сочетать в себе естественно-науч. и художествен. начала.

Чуваш. профессионал. Ж. как значител. явление в художествен. культуре народа сформировалась в 20 в. У её истоков стоят воспитанники Симбирской чувашской школы, Казанской художественной школы и Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств. В совет. время ряды чуваш. живописцев пополнялись выпускниками Чебоксарского художественного училища, Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, Московского государственного академического художест­венного института им. В.И. Сурикова, Харьков. художествен. института, художественно-графич. факультета Чувашского государственного педагогического университета и др. учеб. заве­дений.

Первые произведения Ж. (портреты и театрал. декорации) на профессионал. основе были созданы К.В. Ивановым в стенах Симбир. чуваш. учител. школы. В 1912 окончил Петербургскую Академию художеств А.А. Кокель – живописец-чуваш, чья творческая жизнь была связана с Украиной. Основы чуваш. профессионал. Ж. на лучших традициях рус. реалистич. школы были заложены М.С. Спиридоновым. В историю становления чуваш. Ж. по праву впи­саны также имена Н.К. Сверчкова и Ю.А. Зайцева. К первому поколению живописцев республики, группировавшихся вокруг М.С. Спиридонова, относятся Ф.Л. Лаврентьев, В.Д. Нефедьев, Г.Д. Данилов, В.З. Мочалов, Г.Я. Поляков, К.М. Васильев. В 1930-е гг. в чуваш. Ж. появились имена А.М. Тагаева-Сур­бана, В.М. Макарова и др. В послевоен. годы в неё влились Р.М. Ермолаева, П.Г. Григорьев-Са­вушкин, В.С. Гурин, А.М. Спири­донова, Н.В. Овчин­ников, М.Ф. Харитонов и др., в 1960-е гг. – Р.Ф. Фёдоров, В.Д. Чураков, П.В. Павлов, Б.М. Макаров и др., успешно со­четавшие актив. творческую деятельность с педа­-го­гической. Вскоре рядом с ними начали работать их бывшие ученики – Б.М. Белоу­сов, В.С. Се­мёнов, В.И. Агеев, Н.П. Ка­рачарсков, В.Л. Немцев, В.П. Козлов, П.П. Козлов, Е.А. Вдо­ви­чева, Н.С. Ведерников, В.Я. Медведев, К.В. Владимиров, Н.А. Енилин и мн. др. Чуваш. тема ярко выражена в творчестве П.Г. Кипарисова и И.В. Дмитриева. Заметный след оставил как в графике, так и в Ж. А.И. Миттов. Последующие десятилетия 20 в. отмечены дальнейшим развитием всех видов и жанров Ж. В области монументал. и монументально-декоратив. Ж. проявили себя Р.Ф. Фёдоров, В.П. Петров (Праски Витти), А.М. Федосеев, В.Ф. Гри­­ша­ев и др., в театрально-декорацион. – К.М. Васильев, П.Д. Дмитриев, Е.Е. Бургулов, Н.П. Максимов, В.М. Мазанов, В.В. Гунько, Ю.П. Матросов, В.В. Фёдоров и др., в миниатюре – В.А. Панин, Ю.Н. Николаев и др.

Произведения чуваш. живописцев-станковистов успешно экспонировались на выставках разного уровня – зонал. «Большая Волга», всеросс. и всесоюз., тематич. выставках «Художники Чувашии», проведён. в Москве, Ленинграде, Казани, Горьком, Уфе, Саранске и др. городах.

С 1990-х гг. в историч. жанре появляются евангел. и библейские сюжеты. В портрет. жанре значительно расширился круг портретируемых, усилился интерес худож­ников к передаче внутреннего мира героев, обогатилась живопис. палитра. Уменьшилось количество произведений бытового и батального жанров. Наиболее распространён. жанрами Ж. стали пейзаж и натюрморт. В станковой Ж. Чувашии кон. 20 – нач. 21 вв. успешно работают Р.Ф. Фёдоров, Н.П. Карачарсков, В.И. Агеев, Н.А. Енилин, М.Г. Григорян, А.М. Федосеев, А.В. Данилов, Н.П. Комаров, А.Р. Фёдоров, Ю.Н. Романов и др. На новый, более высокий уровень художествен. осмыс­ления в этот период вышла национал. тема. Она решается как мастерами старшего по­коления, так и молодыми, ищущими новые формы её воплощения. В творчестве Г.Г. Фомирякова и С.Н. Михайлова (Юхтара), наиболее ярких представителей нового поколения, отражены элементы традицион. художествен. мышления народа: космологич. представления, мифология, эстетич. и морал. ценности. Ин­те­рес­ны поиски художников-авангар­дистов. Композиции И.А. Улангина, А.С. Сафина, О.Н. Поль­дяева, Е.А. Никифоровой, Е.С. Полякова знакомят с разнообразными направлениями живописи. Каждый из них обладает ярким индивидуал. почерком.

Автор: Ю.В. Викторов
Лит.: Григорьев А.Г. Сто тысяч красок. Ч., 1967; Ургалкина Н.А. Чуваш­ское советское искусство. 1917–1970. Ч., 1973; Червонная С.М. Живопись автономных республик РСФСР. М., 1978.
Иллюстрации
Н.В. Овчинников. "Страда.Мать" 1974г.
Б.М. Белоусов "Чебоксары.Ледоход" 1969 г.
Р.Ф. Федоров. "Песня". 1970-71 г.
Р.М. Ермолаева. "Сирень". 1955 г.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство