Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

СОНАТА (итал. sonata; от sonare – звучать) – один из наиболее распространённых жанров камерной музыки, музыкальное произведение для одного или нескольких инструментов. Обычно представляет собой 3-частный сонатно-симфонич. цикл. 1-я, иногда и 3-я часть пишется в так наз. сонат. форме, основанной на экспозицион. противопос­тавлении и репризном объединении музыкал. материала, 2-я часть – медленная. Классический тип С. сложился в кон. 18 в. в творчестве Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена. В 19–20 вв. границы жанра значительно расширяются. Современ. трактовка жанра допускает определён. свободу формы, образ. строя и музыкал. языка. С. небольших размеров называется сонатиной.

Чуваш. композиторы писали С. для различ. инструментов и инструментал. составов, но наиболее часто – для фортепьяно. Жанр начал развиваться в национал. музыке после 1933. Чуваш. композиторы сначала писали сонатины: для фортепьяно (С.М. Максимов, Г.В. Воробьёв, В.А. Ходяшев) и для скрипки с фортепьяно (В.А. Ходяшев). Первая С. (для скрипки с фортепьяно) появилась в творчестве Г.В. Воробьёва (1936–37). В послевоен. период чуваш. композиторы создавали как С., так и сонатины. В 1940–50-х гг. произведений данного жанра было мало, они представлены в творчестве А.В. Асламаса, Ф.С. Васильева (фортепьяно), Г.А. Анчикова (для скрипки с фортепьяно). Значител. вклад в развитие С. внесли М.А. Алексеев и А.Г. Васильев. В их произведениях нашли выражение поиски в области музыкал. языка, стремление в рамках классич. формы синтезировать национал. интонацию с различ. современ. ком­позитор. техниками 20 в. М.А. Алексеев в 1950–70-е гг. сочинил целый ряд сонат. циклов как для сольных инструментов – фортепьяно, скрипки, виолончели, так и для камер. ансамблей – для скрипки, флейты и фагота с фортепьяно. Желание отразить темы современности и придать масштабность произве­дению привело к появлению в творчест­ве М.А. Алексеева некоего жанрового синтеза: С.-симфонии для фортепьяно «Песнь о море», посвящённой морякам-героям Вел. Отечеств. войны 1941–45 гг. (1974). А.Г. Васильев является автором сонатины (1966) и 2 С. для фортепьяно (1967, 1974), С. для виолончели и фортепьяно (1968), а также сонатины для гобоя и фортепьяно (1971). Его сонат. циклы отличает психологическая конфликтность, обращение к извеч. темам бытия. Сер. 1970-х гг. оказалась весьма плодотворной для сонат. жанра в чуваш. музыке. Почти одновременно созданы для фортепьяно Сонатина №2 В.А. Ходяшева (1973), «Молодёжная соната» А.М. Михайлова (1975), С. Л.А. Новосёло­вой (1976). А.М. Михайлов написал также «Лирическую сонату» для скрипки и фортепьяно (1976), Л.А. Новосёлова – скрипичную С.-поэму (1979) и С. для виолончели solo (1980). После 1980-х гг. С. создаётся значительно меньше. Наиболее часто обращается к жанру Л.Л. Быренкова, написавшая 3 С. для фортепьяно, а также сонатину для флейты и фагота. С. и сонатины для фортепьяно сочинили Н.Н. Казаков, Ю.П. Григорьев, Т.В. Полковникова, С. для виолончели и фортепьяно – А.П. Галкин.

Автор: Л.И. Бушуева, И.В. Ткаленко.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство