Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

ПОХОРОНЫ. Похоронно-поминальные обряды у чувашей в той или иной степени сохранили дохристианские обряды и обычаи, к-рые тесно связаны с культом предков (в них выражается почтительное отношение к умершему и ранее погребённым предкам), но в них также достаточно большое место занимают православные элементы. По традицион. верованиям чувашей, после смерти человек переходит в иной мир, как бы не прекращая своего существования, но проходит оно уже в ином пространстве, к-рое соприкасается с реальным. Все наказы близким по поводу погребения делаются в ожидании близкой кончины (кому обмывать, во что одевать, в каком месте быть могиле, что раздавать участникам похорон и др.), благословляются дети. На стол ставят ковш или чашу с водой, чтобы душа, покинув тело, очистилась. Покойника обмывают лица того же пола, воду полагалось приносить из реки или ключа, куда бросали выкуп – монету и три куска нити, постепенно начали использовать колодез. или водопровод. воду. При П. все действия следовало исполнять наоборот: воду из ковша при обмывании лили с «обратного» края, мыли левой рукой тыльной стороной ладони, ныне эти предписания соблюдаются не всеми. Использованную воду выливали на чистое место; полагали, что вода, к-рой обмывали, могла применяться для вредонос. магии. Считалось, что покойника следует одевать в его свадеб. одежду (мужчину в рубашку, подаренную невестой, женщину в подвенеч. или празднич. свадеб. платье; мужчинам на голову надевали шапку, женщин подвязывали свадеб. сурпаном, на руки надевали рукавицы, на ноги – новые лапти). Ныне погребал. костюм включает как народ., так и покупную одежду и обувь. Обмытого и одетого покойника клали на лавку головой к перед. углу, ногами к дверям.

Гроб в современ. условиях делают из досок, предпочтение отдаётся дубовым (в старину выдалбливали из цельного дуба). Часть стружек шла на наполнение подушки, другую откладывали на разжигание погребал. костра. На дно полагалось стелить веточки из развязанных банных берёзовых веников. Гроб изнутри обшивали холстом, ныне – покупной тканью. При внесении гроба всем полагается выйти из избы. Покойника укладывают в гроб, ноги у щиколоток завязывают холстом, руки складывают на груди и также завязывают, холстом или полотенцем стягивают подбородок. В гроб подкладывали «необхо­димые» вещи и инструменты, к-рыми умерший пользовался при жизни: нож, кочедык, иголки-нитки и т.п. Некрёщеные чуваши на каждой стороне стенки гроба ставят зажжённую свечу, на стол кладут каравай с большой свечой (кил çурти). У низовых чувашей после укладывания покойника в гроб исполнялись специал. песни сасµ кµларни (см. в ст. Причитание), эта традиция продолжает бытовать в нек-рых селениях Чувашии, Закамья и Башкирии. Отзвуком былого родства всех односельчан является традиция навестить дом покойника кому-л. из семьи; чаще это исполняют женщины. С собой берут миску муки или солода, конфеты, печенье, свечи, деньги. Перед выносом гроба из дома и выездом со двора над покойником причитали и просили у него благословения и защиты от различ. несчастий. Православные проводят отпевание в церкви или приглашают священника на дом, покойника снабжают нательным крестом.

При П. соблюдалось трёхкрат. повторение действий. Гроб с телом выносили ногами вперёд шесть человек на трёх полотенцах или лыках, три раза раскачивали в дверях и воротах. Везли покойника на кладбище в любое время года на санях, позднее гроб помещали на телегу или сани, ныне несут или отвозят на автотранспорте. По языч. обряду умершего хоронили на второй, православные – на третий день после смерти. При рытье могилы бросали монету в качестве платы за землю, перед опусканием гроба в могилу также клали монету (çут укçи), ныне бросают несколько монет. Вначале участники П. бросают в могилу по 3 горсти земли, затем закапывают лопатами. Совершив погребение, на могилу ставили салам калакĕ, осенью – деревян. или камен. намогил. памятник юпа, православные – крест. После П. на кладбище справляли небольшую тризну: участники ели, пили, отливая пиво и откладывая пищу на могилу, женщины причитали. Три раза обходили могилу, после чего, перепрыгнув для очищения через костёр, покидали кладбище, не оглядываясь. Оставшиеся дома на время П. мыли полы, лавки, стены, топили баню и готовили поминал. трапезу. См. Поминки, Поминовения ежегодные традиционные.

Автор: Г.Б. Матвеев, П.П. Фокин.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство