Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

ЛИТЕРАТУРА ЧУВАШСКАЯ. Художественная культура предков чувашей значительное развитие получила в период образования и расцвета Волжской Болгарии, о чём свидетельствуют письмен. источники – путевые заметки Ибн Фадлана, книга Якуба ибн Нугмана «История Булгарии» (12 в.). Образцы письмен. культуры нашли также отражение в надписях на надгроб. камнях (в языке эпитафий) 13–14 вв.

Литературно-художествен. сознание чувашей последующих веков в основном представлено в устном народ. творчестве, прежде всего в легендах об Улыпе – сильном и добром великане, воплощении идеала трудового человека. События, связан. с периодами татаро-монгол. владычества, Казан. ханства и присоединения чувашей к Рус. государству, образно запечатлелись также в фольклор. сознании. В легендах и преданиях, историч. песнях встречается повествование о решающих моментах в судьбе народа. Таким образом, глав. источником, позволяющим проследить пути развития художествен. культуры народа, является устная народ. поэзия (предания и мифы, легенды и сказания, песни и былины, магич. обрядовые речения и др.).

В 16–17 вв. в духов. культуру чувашей начали проникать элементы рус. православ. культуры. Решающим толчком для развития литературы стало появление чуваш. письменности на основе кириллицы (2-я пол. 18 в.). Церковно-миссионер. задачи преследовали такие начинания, как первые переводы на чуваш. язык евангелий, кратких катехизисов, «Начатков христианского учения», молитвословий и т.д. Учащимися духовных учеб. заведений были написаны одические сочинения – оды Н.Я. Бичурина, стихотворения в честь приезда императрицы Екатерины II в Казань и др. Е.И. Рожанский своими первыми лингвистич. и литературно-художествен. опытами и разносторон. просветител. деятельностью, развёрнутой им среди верховых чувашей, внёс важный вклад в разработку старой чуваш. письменности, способствовал формированию старописьменной чувашской литературы.

Целый комплекс задач по развитию духовной культуры Чуваш. края призвана была решать программа религиозно-просве­тител. деятельности В.П. Вишневского, к-рый внёс весомый вклад в разработку жанрово-поэтич. системы чуваш. словесности, опираясь при этом на устное народ. творчество. В 1830–50-е гг. под воздействием идей В.П. Вишневского выдвинулись чуваш. просветители, поднявшие национал. словесность на новый уровень развития. Среди них – В.П. Громов, В.А. Сбоев, В.И. Лебедев, С.М. Михайлов (Яндуш) и др. Ими также были выявлены творчески одарён. («безымянные») авторы из крестьян. среды и опубликованы сочинения этих авторов. Так впервые увидели свет оригинал. творения Хведи, Ягура и др. Перу В.И. Ле­бедева принадлежит лиро-эпич. произведение «Пирĕн телей» (Наше счастье). С.М. Михайлов начал свою деятельность в 1840-е гг. Он выступил как краевед, учёный, публицист, переводчик и как автор литературно-художествен. произведений. Талантливый человек, пробившийся из демократич. среды, впервые по-настоящему заговоривший в печати голосом народа («Из миллиона чуваш и черемис я первый ещё писатель в России»), продолжая лучшие традиции набиравшего силы чуваш. просветител. движения и испытывая влияние идей рус. просвещения, в своих научно-публицистич. статьях и прозаич. произведениях ставил вопросы социально-экономич. и культур. развития народа. Писатель использовал разнообраз. жанровые формы: очерк, повесть, рассказ, новелла, шутка, зарисовка и др. («О музыке чуваш», 1852; «Хитрая кошка», 1858; «Разговор на постоялом дворе», 1859 и т. д.). Его деятельность расширила программу просветител. движения народов Поволжья, придав ей нравственно-этич., общечеловеч. характер.

Новописьменная чувашская ли­­тература развивается с начала 70-х гг. 19 в. на основе создан. И.Я. Яковлевым письменности. Основание им Симбирской чувашской школы, составление алфавита, издание букваря, книг для чтения, учебников, открытие десятков сел. школ стали началом нового этапа просветительства. И.Я. Яковлев разработал и внедрил в практику перспектив. просветительско-педагогич. систему, в основу к-рой был положен родной язык обучающихся. Первые оригинал. образцы новописьмен. художествен. литературы (рассказы и притчи И.Я. Яковлева, И.И. Иванова) созданы на основе обработки фольклор. сюжетов и мотивов. В 1880–90-е гг. зарождается жанр повести [«Этем пырĕ тутă та куçĕ выçă» (Сыт человек, а глаза голодны), «Мул» (Богатство) И.Н. Юркина, «Аçăна-ан­нĕне хисепле, хăнах аван пулĕ!..» (Почитай ро­дителей, тебе же будет хорошо) Н.М. Кедрова, «Хĕн-хур куракан çынна турă пăрахмасть» (Страждущего человека Господь не оставляет) О.Р. Романова], в поэзии усилились эпич. тенденции [поэма «Арçури» (Леший) М.Ф. Фёдорова]. На рубеже 19–20 вв. обозначились основные контуры целост. историко-ли­тератур. процесса, к-рый объединял прозаиков, поэтов, драматургов, публицистов [Я. Турхан, Х. Турхан, Г.А. Кореньков, Г.Т. Тимофеев, С.С. Сорокин, В.С. Мач (Мочанкин) и др.]. В этот период центры развития чуваш. культуры возникли в городах Казань (во главе с Н.В. Николь­ским), Симбирск (И.Я. Яковлев), Самара (Д.Ф. Филимонов), Уфа (Г.И. Комиссаров). В Симбир. чуваш. учител. школе в нач. 20 в. сформировалась свое­образ. литератур. школа, объ­единившая Н.В. Шубоссинни, Г.А. Коренькова, Ф.П. Павлова, М.Д. Трубину и др. Выдающимся представителем названной школы был К.В. Иванов, автор классич. стихотворного произведения «Нарспи», творчество к-рого обозначило высший взлёт литературно-художествен. сознания народа в нач. 20 в.

В 1917 активизировались общественно-политич. движения, созданы необходимые условия для динамич. развития национал. литературно-художествен. сознания. Ряды литераторов пополнились десятками новых имён, творческий подъ­ём переживали писатели старшего по­коления, извест. по дореволюцион. публикациям (Н.В. Шубоссинни, И.Н. Юркин, Н.И. Шелеби, И.Е. Тхти и др.).

С отражением революцион. и воен. событий максимально справлялись поэтич. формы и жанры (стихи, поэмы, памфлеты, частушки, агитки и т.д.). В Л.ч. поэзия, выросшая в лоне фольклора, традиционно опережала другие роды. В условиях революцион. действительности остро встали вопросы обновления жанрово-стилевых и выразител. возможностей поэзии. На вызовы времени первым сумел масштабно ответить М.К. Сеспель, чьё реформаторское творчество определило пути развития чуваш. поэзии совет. периода. Поэт утвердил силлабо-тонику, расширил метроритмич. пространство чуваш. стиха. Граждански актив. личность лирич. героя в его поэзии несла огромный заряд гуманизма, утверждала общечеловеч. ценности, выражала демократич. идеалы трудящихся масс, борющихся за возрождение национал. культуры, экономики, социал. жизни. М.К. Сеспель обновил традиции национал. поэзии, прежде всего за счёт новаторски смелого использования художественно-эстетич. богатств рус. и зарубеж. поэтич. классики, мак­симально раскрыв при этом внутрен. возможности чуваш. слова. Звучание стихов поэта-революционера отвечало духу и настроениям следующего поколения поэтов (П.П. Хузангай, В.Е. Митта, В.Е. Рзай и др.).

В сер. 1920-х гг. в чуваш. поэзии вследствие подъёма национал. само­сознания значительно возрос интерес к историч. тематике. Появилась попытка эпич. осмысления поворотных этапов истории [поэмы «Хĕн-хур айĕнче» (Под гнётом) С.В. Эльгера, «Еркĕн» (Фаворит) Н.В. Шубоссинни]. Произведения П.П. Хузангая «Çирĕм улттă» (Двадцать шесть), «Паянхи поэма» (Сегодняшняя поэма), «Çĕр­йĕркелÿ» (Землеустройство), «Хури» включили в себя широкий охват действительности, стали следующим шагом в развитии поэмного мышления. В прозе нач. 1920-х гг. преобладали жанры рассказа, очерка, зарисовки, повести, в них поднимались темы революции и Граждан. войны, противопоставлялись прошлое и современность [«Лап­чăк пÿртре» (В приземистой избушке) М.Д. Трубиной, «Икĕ виле» (Двое павших), «Пĕрре ир çинче» (Однажды утром) И.Е. Ахаха, «Штрум» С.Ф. Хуммы, «Пушар» (Пожар) В.Е. Рзая и др.]. Актуал. и востребован. становится тема мирно­го строительства. В повестях, рассказах, очерках С.Ф. Хуммы, И.Е. Тхти, М.Д. Трубиной, Д.П. Петрова (Юмана), С.М. Лашмана, Е.В. Еллиева, М.Н. Данилова-Чалдуна содержится призыв к искоренению бытовых пороков, изживших себя привычек в семейной жизни, в трудовом коллективе, в обществе. Борьба нового с устаревшим в психологии людей, движение за распространение грамотности и культуры нашли отражение в произведениях И.И. Мучи, Д.В. Исаева, В.Е. Рзая и др.

В нач. 20-х гг. 20 в. заметные сдвиги произошли в развитии драматургии, черты завершённости обрели жанровые формы драмы, трагедии, комедии. Классич. творения Ф.П. Пав­лова – комедия «Сутра» (На суде) и драма «Ялта» (В деревне) – заложили прочные основы национал. драматургии, в жанре к-рой выступили Г.В. Тал-Мрза, И.С. Максимов-Кошкинский, Д.П. Петров (Юман), М.Ф. Юрьев, С.А. Лашман, П.Н. Осипов, С.Ф. Хумма, Н.С. Айзман и др.

Литературоведение и критика 1920-х гг. замет. успехов достигли прежде всего в оператив. оценке и истолковании живого историко-литератур. процесса [статьи и рецензии Г.И. Комиссарова, Д.В. Исаева, Г.И. Кузнецова (Кели), М.Ф. Фёдорова, А.И. Золотова (Арис), Н.Я. Золотова (Ют), Д.Д. Данилова, Е.З. Захарова (Маден), Н.В. Шубоссинни, И.Д. Кузнецова]. Интерес представляли дис­куссии вокруг произведения «Нарспи» К.В. Иванова и проблем чуваш. стихо­сложения.

На развитие Л.ч. в республике благотворно повлияли усилившиеся тенденции к организацион. объединению писател. сил. В 1923 по инициативе и под руководством литератора А.П. Милли было организовано «Чувашское литературное общество». Программа и устав общества носили идеологически нейтрал. характер и нацеливали творческие силы на культурно-просветител. деятельность в широких слоях населения. Вскоре под натиском авторитарист. сил, во главе к-рых была област. организация ВКП(б), общество распалось, был создан союз «Канаш» (1923), впоследствии – Чуваш. ассоциация пролетар. писателей (ЧАПП), вошедшая в 1926 в состав Росс. ассоциации пролетар. писателей. В дальнейшем организацион. сплочении литературно-творческих сил республики большую роль сыграл 1-й съезд совет. писателей (1934). Динамич. развитию литературы способствовало расширение сети печат. органов на чуваш. языке. В первые же послереволюцион. годы начали издаваться газеты «Çĕнĕ пурнăç», «Хресчен сăмахĕ» (Слово крестьянина), «Канаш» (Совет), журналы «Шурăмпуç», «Ана», с сер. 1920-х гг. – журналы «Сунтал» (Наковальня, 1924–41), «Капкăн», «Халăха вĕрентес ĕç» (Народное просвещение, 1926–33), «Ĕçхĕр­арă­мĕ», «Ялкор» (Селькор, 1928–31), «Ха­тĕр пул» (Будь готов, 1929–41), «Ĕçлекенсен сасси» и др.

На рубеже 1920–30-х гг. в литератур. развитии особую актуальность получают темы индустриализации страны и коллективизации сел. хозяйства. Исходивший из выдвигаемых перед творческими силами официальных идеологич. установок «социальный заказ», хотя и заметно снижал уровень художественности литератур. продукции, но всё же нацеливал писателей на отражение важнейших событий и периодов социаль­но-экономич. и культур. жизни народа. Следствием этого явилось создание больших поэтич. полотен о жизни и трудовой деятельности рабочего класса Чувашии [поэма П.П. Хузангая «Магнитту» (Магнит-гора), повесть Д.П. Петрова (Юман) «Пурлăх комиссарĕ» (Ко­миссар имущества), повесть А.Ф. Талвира «Люди из Батыр-яла»]. Теме кол­лек­ти­визации посвящён целый ряд произве­дений большой и малой форм: роман В.И. Краснова-Асли «Тăвалла» (В гору), повести М.Д. Трубиной «Мучар», И.С. Тукташа «Вăкăр çырми» (Бычий лог), рассказы Е.В. Еллиева, Д.П. Петрова (Юман), С.В. Эльгера, В.Е. Рзая, поэма В.Е. Митты «Хулăн сас» (Зычный голос) и др. Колхоз. тематика разрабатывается и в драматургии: драмы «Килет» (Грядёт) М.Д. Трубиной, «Çĕнĕ хум» (Новая волна) П.Н. Осипова, «Пĕр кун» (Один день) Е.В. Еллиева, «Колхоз çулĕпе» (Колхозный путь) С.Ф. Хуммы и др. Актуализируется тема формирования интеллигенции и её роли в строительстве новой жизни [повесть С.Ф. Хуммы «Орфей чĕрĕлсе тăни» (Воскрешение Орфея), драмы И.С. Максимова-Кошкин­ского «Сатурпа Илем» (Садур и Илем), П.Н. Осипова «Кулленхи симфони» (Симфония будней)]. Во 2-й пол. 1930-х гг. живой интерес писателей к острым проблемам и конфликтам постепенно уступает место облегчён. воспроизведению явлений и реалий действительности, приукрашиванию воспроизводимых жизнен. фактов, трактуемых событий. На фоне массы бесконфликтных рассказов, очерков, повестей колоритно выделяются эпические произведения С.В. Эльгера – роман-хроника «Вăр­çă кунĕсем» (Дни войны) и социально-историч. роман «Шурăмпуç килсен» (На заре), содержащие существен. черты романного мышления и эпичности.

В числе важнейших факторов, обусловивших спад развития Л.ч., следует назвать насильствен. отстранение от творческого процесса самых активных и одарённых писателей. Во 2-й пол. 1930-х гг. подверглись репрессиям Н.В. Шубоссинни, Е.З. Захаров (Маден), А.И. Золотов, А.П. Милли, Н.К. Янгас, отправлены в лагеря и оторваны от литератур. деятельности Н.К. Патман, С.П. Шыпчык, Н.Я. Золотов (Ют), В.И. Крас­нов-Асли, С.М. Лашман, В.Е. Митта, П.П. Хузангай, И.Я. Саламбек, В.З. Иванов-Паймен, И.Д. Кузнецов и др.

Чуваш. проза периода Вел. Отечеств. войны 1941–45 преимущественно представлена произведениями малого жанра (рассказ, очерк, статья, памфлет, зарисовка, дневник и т.п.), в к-рых преследовалась важнейшая цель – привлечение сил всего советского народа на борьбу с фашизмом. Рассказы Л.Я. Агакова [«Сал­так чунĕ» (Душа солдата), «Катюша»], Ф.Е. УяраШурлăхри вилĕм» (Смерть на болоте), «Çыру» (Письмо)], Н.Ф. Ильбека [«Госпитальте» (В госпитале), «Эпир совет салтакĕсем» (Мы советские солдаты)], К.И. Пайраша, М.Н. Данилова-Чалдуна, В.А. Долгова, А.А. Эсхеля, И.И. Мучи, И.С. Тукташа и др. утверждали неизбежность победы над захватчиками, восславляли мужество и героизм бойцов, обличали трусость, преда­тельство. Большой идейно-политич. и нравственно-эстетич. заряд несли и повести, написанные Л.Я. Агаковым («Пар­тизан Мурат»), Н.Ф. Ильбеком («Ирена»), И.Я. Саламбеком [«Иксĕлми шан­чăк» (Неиссякаемая надежда)] и др.

В стихах и поэмах военной поры авторы разоблачали фашизм, поддерживали веру в победу над захватчиками (стихи Н.И. Шелеби, С.В. Эльгера, Я.Г. Ухсая, И.Н. Ивника, М.Д. Уйпа, И.С. Тукташа, А.Д. Калгана, А.Е. Алги и др.). Созданы поэмы: «Таня» П.П. Хузангая, «Влтава шывĕ хĕрринче» (На бере­гу Влтавы) Я.Г. Ухсая, «Салтак амă­­шĕ» (Солдатская мать) М.Д. Уйпа, «Зоя» С.А. Шавлы, «Вăл вилĕмсĕр» (Он бессмертен) С.В. Эльгера и др. Писатели воевали с оружием в руках, были политруками, воен. корреспондентами, сотрудниками редакций фронтовых газет; это Л.Я. Агаков, П.П. Хузангай, В.С. Алендей, А.А. Воробьёв, В.Л. Садай, Н.Ф. Ильбек, А.С. Артемьев, Г.Ф. Орлов, Н.Ф. Евстафьев, Н.А. Сандров, А.Е. Алга, В.А. Долгов, А.Ф. Талвир и др. Война оборвала жизни многих литераторов, среди них В.В. Бараев, Е.В. Еллиев, А.Т. Петтоки, А.П. Орлов, И.П. Ду­милин, В.Н. Васькин, М.Н. Данилов-Чалдун, К.М. Кольцов, М.Г. Ястран, Ф.А. Ситта, Н.Н. Пиктемир и др.

Развитие Л.ч. послевоен. лет характеризовалось поиском новых жанровых форм и стилей. Писатели-фронтовики продолжали разрабатывать тему войны, создавали прозаич. и поэтич. произведения малой и средней форм [рассказы и повести «Çул уçă» (Дорога открыта), «Ан авăн, шĕшкĕ!» (Не гнись, орешник!) А.С. Артемьева, «Тăватă кун» (Четыре дня) Н.Ф. Ильбека, «Ылтăн вăчăра» (Золотая цепочка) Л.Я. Агакова, «Чĕре калаçать» (Голос сердца) И.С. Тукташа, «Киле таврăнсан» (Возвращение домой) К.И. Пайраша; стихи П.П. Хузангая, Я.Г. Ухсая, А.Е. Алги, И.С. Тук­таша, С.А. Шавлы, Н.Ф. Евстафьева, В.А. Урдаша, Г.И. Краснова-Кезенни и др.]. Актуальной была и тема современности. Прозаик К.С. Турхан создал роман «Йăмраллă ял» (Деревня в вётлах), отразивший энтузиазм тружеников села, занятых восстановлением разрушенного войной хозяйства. В первые послевоенные десятилетия ряды литературоведов и критиков пополнились новыми именами, увидели свет первые публикации В.Я. Канюкова, И.И. Иванова, Н.И. Иванова, Е.В. Владимирова, Н.Г. Григорьева, В.Н. Абашева, Н.С. Павлова, Г.Я. Хлебникова. К актив. деятельности вернулись представители стар. поколения – И.Д. Кузнецов, М.Я. Сироткин, Н.С. Дедушкин.

На рубеже 50–60-х гг. 20 в. реал. противоречия, имевшие место в социально-экономич. и духов. жизни общества, нашли отражение в ряде рассказов, очерков, повестей [сборники очерков и путевых заметок «Çĕнни çĕнтерет» (Новое побеждает, 1957), «Тăван çĕршыв тă­рăх» (По родной стране, 1962) Ф.Е. Уя­ра, повести «Сурăм хĕрĕ» (Девушка с Сормы), «Хĕрлĕ мăкăнь» (Красный мак) Ю.И. Скворцова, «Салампи», «Хаклă хăна» (Дорогой гость) А.С. Артемьева, «Пĕччен тĕм» (Одинокий куст) В.Л. Садая и др.]. Поэзия осваивала эпические формы – опубликованы роман в стихах «Аптраман тавраш» (Семья Аптраман) П.П. Хузангая, поэмы «Кĕлпук мучи» (Дед Кельбук), «Ту урлă çул» (Перевал) Я.Г. Ухсая, «Тăван кĕтес» (Родимый уголок) С.А. Шавлы, «Тăван çĕршыв» (Родина) М.Д. Уйпа и др. Тема войны и мирного строительства отразилась в драматургич. произведениях И.С. Максимова-Кошкинского, П.Н. Осипова, Н.С. Айзмана, Н.Ф. Мраньки, Г.Д. Харлампьева, Н.Т. Терентьева и др. Идейно-художествен. зрелость Л.ч. засвидетельствовало появление книги «Чувашская весна» (1950), в к-рой представ­лены лучшие произведения поэтов и прозаиков в переводе на рус. язык. На рус. языке вышли также книги П.П. Хузангая «Дружба» (1950), «Поют дуб­равы» (М., 1953), Я.Г. Ухсая «Стихи» (М., 1955), А.Е. Алги «Мои друзья» (1950), М.Д. Уйпа «Светлый путь» (1960), Н.Ф. Евстафьева «Дальний рубеж» (1947) и др.

Одновременно с разработкой темы современности в литературе усиливается интерес к историч. прошлому народа. В 1950–60-е гг. появились повести и романы, поднимающие глубин. пласты историч. бытия чувашей: «Таната» (Тенёта) Ф.Е. Уяра, «Хура çăкăр» (Чёрный хлеб) Н.Ф. Ильбека, «Сĕве Атăла юх­са кĕ­рет» (Свияга впадает в Волгу) К.С. Турхана, «Ĕмĕр сакки сарлака» (Век прожить – не поле перейти) Н.Ф. Мраньки, «Ахрат» С.С. Аслана, «Пăва çулĕ çин­че» (На Буинском тракте) А.Ф. Талви­ра, «Пирвайхи юрату» (Первая любовь) И.Я. Саламбека, «Кĕпер» (Мост) В.З. Иванова-Паймена, «Кăра çилсем» (Буйные ветры) М.Д. Ухсай и др. Эта историко-романистическая волна в решающей степени способствовала становлению эпических повествовател. форм в национал. литературе.

Важнейшей тенденцией в развитии Л.ч. 80–90-х гг. 20 в. явилось возрастающее внимание к духовно-нравствен. проблемам жизни общества, историч. традициям, связи поколений (произведения Ф.Е. Уяра, Ю.И. Скворцова, А.С. Артемьева, Д.В. Гордеева, Н.Н. Максимова, В.П. Петрова, Ф.Г. Агивера, В.Г. Игнатьева, И.Д. Вутлана, Н.А. Мартынова, Е.Н. Лисиной, Г.А. Ефимова, П.Е. Эйзина, В.Д. Шемекеева, В.П. Эктеля и др.). В то же время наблюдается углублен. социологич. анализ важнейших сторон и явлений жизни, нацеленность на острейшие проблемы и конфликтные ситуации. Эти черты прозы сконцентрированы в творческих исканиях А.В. Емельянова, Л.В. Таллерова, Г.В. Краснова, В.С. Алендея.

Характер современ. человека, его духовно-нравствен. мир и деяния широко представлены в произведениях прозаиков, драматургов, поэтов – Н.Т. Терентьева, Г.Н. Айги, Н.И. Сидорова, А.А. Галкина, Ю.Г. Айдаша, Г.Т. Терентьева, М.Н. Юхмы, Р.В. Сарби, П.В. Афана­сьева, М.П. Сениэля, Н.А. Теветкеля, И.П. Егорова, А.И. Кибеча, П.Я. Яковле­ва, А.И. Дмитриева, В.И. Эндипа, В.О. Аху­на, Г.Ф. Юмарта, В.П. Тимакова, Н.А. Исмукова, В.В. Тургая, Ю.С. Семендера, Л.В. Мартьяновой, А.С. Че­банова, С.В. Азамат, Р.С. Ярандайкина, А.С. Смолина, М.Ф. Карягиной, Н.Н. Артемьевой и др. Новое поколение писателей смело вводит необыч. краски и средства выразительности (С.Л. Павлов, Б.Б. Чиндыков, А.А. Тарасов, Г.А. Мак­симов, Ю.П. Сан, В.В. Степанов). Литератур. критика рубежа двух столетий держит в поле зрения многосложные связи литератур. развития и реал. действительности (А.В. Васильев, В.П. Егоров, В.С. Чекушкин, Г.И. Фё­доров, К.Д. Кириллов, А.П. Хузангай, В.Г. Родионов, В.П. Станьял, В.С. Эзенкин, А.И. Мефодьев, В.А. Абрамов, Ю.В. Яковлев и др.).

Автор: Ю.М. Артемьев.
Лит.: Сироткин М.Я. Очерк истории чувашской советской литературы. Ч., 1956; Хлебников Г.Я. Чувашский роман. Ч., 1966; Родионов В.Г. Чăваш литератури. XVIII–XIX ĕмĕрсем. Ш., 2006; Артемьев Ю.М. Ĕмĕр пуçламăшĕ. Ш., 1996; Юрьев М.И., Романова З.В. Писатели Совет­ской Чувашии. Ч., 1988; Фёдоров Г.И. Художественный мир чувашской прозы 1950–1990-х годов. Ч., 1996.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство