Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

ОПЕРА (итал. operaсочинение, от лат. opera – труд, дело, произведение) – музыкально-драматический жанр, основанный на синтезе слова, сценического действия и музыки, при приоритетной роли последней; особый род музыкально-театрал. искусства. Драматургия О. представляет собой целостный, последовательно развивающийся замысел, воплощён. в первую очередь музыкал. средствами. Основной элемент оперного произведения – пение. Вокал. интонации раскрывают богатую гамму человеч. эмоций, показывают индивидуал. психологич. склад действующих лиц, передают особенности характеров и темпераментов. Всё это воплощается в различ. оперных формах – ариях, ариозо, каватине, различ. видах ансамблей, хорах. Важное значение в создании оперной драматургии имеет оркестровая партия, выполняющая комментирующую и обобщающую функции. Среди особых драматургич. приёмов – оркест­ровый «контрапункт» к сценич. действию.

О. возникла в Италии на рубеже 16–17 вв. под названием drama per musica (драма на музыку) с целью возрождения древнегреч. трагедии. На протяжении последующих веков существования О. в западноевроп. искусстве сложилось множество оперных школ, направлений, жанров и стилей: француз. лирич. трагедия (17 в.), итал. опера-буффа (комич.) и опера-сериа (серьёзная) 18 в., большая О., француз. лирич. О., рус. оперная школа 19 в. и др. Выдающимися мастерами оперного искусства были В.-А. Моцарт, Дж. Россини, Дж. Верди, Р. Вагнер, М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, Д.Д. Шостакович, С.С. Прокофьев, Т.Н. Хренников, Р.К. Щедрин, А.П. Петров и др.

Идея создания национал. чуваш. О. впервые обсуждалась в 1910 К.В. Ивановым и Ф.П. Павловым в связи с появлением поэмы «Нарспи». Однако в силу отсутствия национал. театрал. традиций, с одной стороны, и недостаточностью композитор. опыта – с другой, идея не была реализована. Реал. предпосылки для возникновения О. в Чувашии формировались с началом развития национал. профессионал. театрал. и музыкал. искусства после 1917. Открытие в 1918 Чуваш. драматич. театра вызвало необходимость музыкал. оформления спектаклей. В 1920–30-е гг. появился ряд хоровых и инструментал. произведений, ориентированных на использование в театрал. спектаклях. Среди них балетная фантазия «Сăрнайпа Палнай» (Сарнай и Палнай) Ф.П. Павлова (1928), «Чувашская пляска» В.М. Кривоносова к драме П.Н. Осипова «Айдар», симфонич. картина «Туй» И.В. Люблина к драме П.Н. Осипова «Кужар». Такая работа способствовала освоению чуваш. композиторами театрал. форм. Важным этапом развития национал. музыкально-театрал. традиций стало создание в 1935 музыкал. комедии «Хаваслăх» (Радость, либретто А.Я. Каттая). Автор музыки В.М. Кривоносов наряду с песен. номерами использовал и классич. оперные формы – арии, дуэты, хоры, выполняющие в спектакле драматургич. функ­цию. Мелодический язык комедии сочетает цитированные народ. мелодии (особенно в хоровых сценах) и традицион. оперно-ариоз. приёмы классич. О. (в сольных номерах).

В 1936 Народ. комиссариат просвещения республики заказал ленинград. композитору В.Г. Иванишину сочинение О. «Нарспи». Работа над ней на основе либретто П.П. Хузангая была в основном завершена к 1940, однако полностью не была поставлена. В 1940 в Чебоксарах исполнены 1-й акт и сцена свадьбы из 2-го акта О. «Нарспи» (дирижёр И.М. Альтерман). В 1941 по Всесоюз. радио прозвучал монтаж этой О. в исполнении солистов Музыкал. театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко и хора Моск. филармонии (дирижёр К. Попов).

В 1952 ленинград. композитор И.Я. Пустыльник также обратился к «Нарспи» (либретто И.С. Максимова-Кошкинского и П.М. Градова). В 1955 в Чебоксарах поставлены 3 картины. В те же годы А.Г. Орловым-Шузьмом написана О. «Çăлтăр витĕр çул» (Звёздный путь, 1955) на сюжет драмы Ф.П. Павлова «Ялта» (В деревне, либретто автора и И.С. Максимова-Кошкинского; премьера в 1969).

В 1959 организован Чуваш. государствен. музыкально-драматич. театр. Его создание ознаменовало собой начало актив. развития чуваш. национальной О. В 1960–80-е гг. к оперному жанру обращались А.В. Асламас, Ф.С. Васильев, Г.Я. Хирбю, А.Г. Васильев. Всего за эти годы написано 9 опер, 7 из к-рых поставлены на сцене театра. Первой постановкой была О. Ф.С. Васильева «Шывармань» (Водяная мельница, либретто А.Е. Алги, 1957; премьера в 1960). В основе сюжета лежат реал. историч. события, связанные с чуваш. крестьян. восстанием в нач. 20 в. Динамичное воплощение образов глав. героев, цельная сквозная драматургия с использованием системы лейтмотивов, яркий мелодический язык – всё это значительно продвинуло развитие чуваш. О. Яркой страницей национал. опер. искусства стала О. А.В. Асламаса «Священная дубрава», повествующая о драматич. событиях эпохи Крестьян. восстания под предводительством Е.И. Пугачёва (либретто П.Н. Осипова по драме «Айдар», 1961; премьера в 1976). В ней композитор продолжил развитие принципов сквозной музыкал. драматургии, обогатил приёмы использования народ. мелодий в оперных формах. Историч. линия воплотилась и в О. А.Г. Васильева «Чакка» [либретто Г.В. Краснова по поэме С.В. Эльгера «Хĕн-хур айĕнче» (Под гнётом, 1971); премьера в 1983]. Композитор значительно расширил сферу национально-традицион. оперного языка, показав возможность взаимодействия музыкал. интонацион. строя 2-й пол. 20 в. и древнейших пластов чуваш. фольклора. Одной из самых ярких вершин развития чуваш. О. совет. периода стала «Нарспи» Г.Я. Хирбю (либретто Г.Я. Хирбю, 1967; премьера в 1967). Органично сочетая два типа оперной драматургии – эпический и психолого-драматич., – композитор создал цельные образы глав. героев. Мелодический язык О., соединяющий стилизацию народно-песен. интонаций и цитирование, гармонические приёмы и инструментовка отличаются яркостью и национал. самобытностью. К произведениям, написанным о совет. Чувашии, относятся О. Ф.С. Васильева «Хамµр ял» (Земляки, либретто А.Е. Алги, 1962), А.В. Асламаса «Прерванный вальс» (либретто П.Н. Осипова, 1962; премьера в 1963). Наряду с традиционной фольклор. интонационностью, музыкал. язык этих О. обогащён мелодическими оборотами совет. массовой песни. Принципы драматич. театра и черты лирико-психологич. драмы характерны для О. А.В. Асламаса «Сеспель» (либретто К. Полякова и Г. Фере, 1965; премьера в 1974). В 1997 состоялась премьера О. Г.С. Максимова «Телей кайăкĕ» (Птица счастья, либретто Ю.С. Семендера).

Мелодический язык и драматургич. приёмы каждой из О. индивидуальны, но в них можно выделить общие для чуваш. О. 20 в. черты: опора на традиции рус. классич. О. 19 в., в основе ладо-мелодического языка – синтез народно-песен. интонаций и традиций западноевроп. классич. гармонии (так наз. национально-традицион. стиль).

В 2007 А.Г. Васильев завершил работу над О. «Иван Яковлев», приурочен. к 160-летию просветителя [либретто М. Сунтала (М.П. Желтов); премьера в 2008]. Композитор создал оригинал. синтез различ. традиций профессионал. музыки 20–21 вв. и чуваш. фоль­к­лора.

В 1980–90-е гг. чуваш. композиторы неоднократно обращались к жанру детской О. Среди них Г.Я. Хирбю, А.П. Галкин, В.Г. Салихова. В 2008 на сцене Чуваш. государствен. филармонии состоялась также премьера рок-О. Н.Н. Казакова «Нарспи» (либретто Б.Б. Чиндыкова).

Автор: С.В. Ильина.
Лит.: Эррэ Т.А. Чувашская опера. Ч., 1979.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство