Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

ПЕИТ (пейĕт, от араб. бейт – двустишие) в устном музыкально-поэтиче­ском творчестве чувашей – разновидность баллады; песня, имеющая повествовательный (эпический, лиро-эпиче­ский) сюжет. В чуваш. фольклористике до 1990-х гг. П. назывались сюжетными песнями. По своему содержанию и форме чуваш. фольклорные П. схожи с татар. и башкир. баитами и имеют общие историко-типологич. корни. Подразделяются на 2 основные группы – исторические (не имеющие чёткой границы с историческими песнями) и бытовые. Происхождение и развитие первых занимает многовековую эпоху, тематика их разнообразна: сопротивление порабощению золотоордын. феодалами, пленение чуваш. девушек татар. ханами, переселение предков чувашей из Закамья в север. районы края [«Шурă Атăл хĕрне çитиччен...» (Добрался я до Камы-реки), в сюжете этого П. обобщён образ многолет. пути по следам эпического зверя – мерчен кайµк (коралловый зверь; в нек-рых вариантах выступают образы лисы или норки) от гор к реке Каме]. Становление данного вида фольклор. произведений происходило на основе поэтики народ. героич. эпоса, мифов, сказок и легенд.

Бытовые П. – это сюжет. песни о трагич. событиях семейной жизни. Хотя фабула насильствен. выдачи молодой девушки-красавицы замуж за чужого (представителя другого народа, богача, старика) в чуваш. фольклоре восходит к древним восточно-поэтич. истокам, многие П. нач. 20 в. подвергались также влиянию рус. баллад. Иногда ино­языч. песни переходили в чуваш. фольклор посредством прямого заимствования («На Муромской дороге» и др.), они исполнялись на тот же напев, что и первоисточники. По музыкал. стилю напевы П. неоднородны: многие близки традицион. напевам чуваш. песен, но чаще имеют признаки лирических напевов нового музыкал. стиля (см. в ст. Народная музыка), связанного с централизованными мажоро-минор. ладами и регулярной тактовой ритмикой. Своеобраз. национал. форму повествовательности демонстрируют П., исполнение к-рых дополняется рассказыванием легенды, поясняющей содержание песни.

Фольклорные П. стали фундаментом для создания литератур. произведений [«Варуççи» Я. Турхана, «Ели» М.Д. Трубиной, «Арçури» (Леший) М.Ф. Фёдорова, «Нарспи» К.В. Иванова и др.]. С развитием письмен. поэзии в совет. период жанр П., постепенно теряя свою трагич. тональность, начал угасать. Чуваш. поэты продолжают обращаться к поэтике П., воспевают героев из многих текстов этого жанра.

Автор: М.Г. Кондратьев, В.Г. Родионов.
Лит.: Юмарт Г.Ф. Чувашская эпическая поэзия // Чувашская народная поэзия. Ч., 1990; Родионов В. Г. Этнос. Культура. Слово. Ч., 2006; Кондратьев М. Г. О типологических основах сюжетосложения чувашских народных песен // Проблемы изучения научного наследия Н.В. Никольского. Ч., 2002.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство