Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

ЛЮБИТЕЛЬСТВО МУЗЫКАЛЬНОЕ – род непрофессионального светского художественного творчества, осуществляемого на инициативной основе в формах профессионального музыкального искусства. В России до создания Рус. музыкал. общества (1859, отделение в г. Казань – 1864) и образования в С.-Петербурге и Москве консерваторий (1862, 1866), а вслед за этим и др. музыкал. учеб. заведений Л. м. было единствен. формой приобщения к музыкал. культуре европейского типа. Поддержанию любител. музицирования в быту всех слоёв населения России способствовало прежде всего хоровое пение, культивировавшееся, наряду с изучением Закона Божьего, уже в начал. школе. Инструментал. музицирование встречалось значительно реже в среде образован. любителей, глав. обр. в город. среде. За пределами столиц, особенно на уровне уезд. городов и сёл, положение сохранялось и в 20 в.; в совет. время Л. м. развивалось в форме музыкальной самодеятельности.

На территории Чуваш. края Л. м. известно с 10-х гг. 19 в. Так, открытия город. училищ в Чебоксарах (1816), Ядрине и Цивильске (1818) обставлялись «симфониею музыки» в исполнении хора и оркестра. В 1850-х гг. в Чебоксарах действовали любител. хоры: учеников духовного училища, военных резерв. батальона и певчих при Троицком мо­настыре. Известно о существовании с 1880-х гг. сел. хоров, например, в чуваш. сёлах Девлезеркино, Нижняя Ивановка, Средние Тимерсяны. Кроме церков. песнопений, они разучивали светский репертуар, состоявший глав. обр. из рус. народ. песен. О хоре с. Средние Тимерсяны Симбир. у., организованного выпускником мест. чуваш. школы В. Максимовым, сообщалось, что окрестные помещики и богатые крестьяне приглашали его для музыкал. оформления свадеб. Выезжая, этот хор участвовал также в службах церквей Симбирска и Казани. Регулярно проводили любител. концерты учеб. заведения края. По инициативе учителей и духовенства в ряде мест ставились любител. концерты и спектакли с музыкал. оформлением. В Алатыре существовал «Кружок пения и музыки», поставивший к 100-летию А.С. Пушкина оперу «Евгений Онегин» П.И. Чайковского (1899). В 1913 в Чебоксар. город. училище исполнялись 1, 3 и 4-й акты оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя» (спектакль, поставлен. С.Ф. Ивановым, повторно в 1916); в 1916 аналогич. постановка была осуществлена в двухклас. училище с. Яншихово-Норваши; в 1915 фрагменты оперы А.С. Даргомыжского «Русалка» звучали в исполнении учениц Ядрин. жен. гимназии. См. также Музыка в Симбирской чувашской учительской школе.

В кон. 19 – нач. 20 вв. в городах, где достаточно успешно и в цивилизован. формах развивалось капиталистич. производство, характерными становились и культурно-досуговые мероприятия для рабочих. Так, на Чебоксар. казён. винном складе (существовал с 1899) по выходным дням регулярно проводились «литературно-вокально-музыкальные вечера». Их программы сочетали в себе любител. концерты и прослушивания граммофон. записей, а также просмотры картин «волшебного фонаря», просветител. беседы и лекции.

Автор: М.Г. Кондратьев.
Лит.: Иванов-Ехвет А.И. Музы ищут приют. Ч., 1987.
Иллюстрации
Афиша любительских спектаклей в Ядринской женской гимназии. 1915.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство