Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

ОБЩЕСТВО МОСКОВСКО-КАЗАНСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ акционерное общество, созданное для завершения строительства железной дороги Москва–Казань на участке Рязань–Казань. Окончател. решение о строительстве данного участка было принято в 1890, для чего 11 июня 1891 вместо фактически разорившегося общества Московско-Рязан. желез. дороги было создано О.М.-К.ж.д. Бессменным председателем правления (до 1918) был Н.К. фон Мекк. Руководил строительством А.И. Антонович, глав. инженером являлся С.М. Гутт. Акционерами Общества были банки, круп. чиновники, рос. и иностран. предприниматели (в т.ч. Н.И. Гучков, банкир и промышленник А.И. Путилов и др.). Фактически хозяином Московско-Казан. желез. дороги оставались Н.К. Мекк и правление из 3 чел. Первый участок дороги Рязань–Казань (Рязань–Сасово) введён в строй 1 сентября 1893, второй (Сасово–Свияжск – 578 вёрст) – 22 декабря 1893, третий (Свияжск–Казань) – 15 июня 1894. Общая протяжённость участка составила 710 вёрст. Дорога состояла из 3 отделений (Моск., Рязан., с 1895 – Рузаев.), дистанций, околотков и обходов (2–5 вёрст). Строительство разных веток желез. дороги продолжалось, и в 1916 её общая длина достигла 2487 вёрст. Послед. участок Арзамас–Шихраны вступил в строй в 1918. В 1913 на ней числилось 38403 рабочих. Серьёзной проблемой движения была переправа через Волгу в районе Свияжска: паромная переправа не всегда справлялась со всё возрастающими объёмами перевозок. Круп. станцией являлся г. Алатырь, общий грузооборот к-рой в 1911 составил 1245220 млн пуд. (6-е место по Московско-Казан. желез. дороге). Здесь находились железнодорож. мастерские (с 1894), обслуживавшие депо Алатыря, Симбирска, Казани; глав. лесной склад для обслуживания желез. дороги; линейный материал. склад; шпалопропиточ. завод. Крупнейшим грузополучателем была фирма «К.Н. Попов и Ко». Объёмы перевозок быстро возрастали: валовой доход О.М.-К.ж.д. за период 1900–09 вырос на 91,2%, чистый – на 70,2%. 16 августа 1918 СНК РСФСР постановил передать дорогу в ведение Всеросс. совета народ. хозяйства, общество упразднено.

Автор: С.Н. Кодыбайкин.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство