Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

     ЭТНОГЕНЕЗ ЧУВАШСКОГО НАРОДА, происхождение чувашского народа многие учёные свя­зывают с носителями прототюркского праязыка, обитавшими до н.э. в Централ. Азии. Этнической общностью, из к-рой вышли древнейшие предки чувашей – болгары (булгары) и сувары (савиры), считают огуро-оногуров (оногур – чуваш. вун «десять» + чуваш. вăкăр «бык», тотем племенного союза). В их составе были, возможно, племена билу (пулу), бугу (бугур), чеши и пулей, обитавшие по север. склонам отрогов Тянь-Шаня и в верховьях Иртыша и известные ещё в 3–2 вв. до н.э. В бассейне верхнего Иртыша размещались также сабиры (сувары/савиры) (в китайских источниках сяньби), к-рые были болгароязычны.

     В период кон. 3 – нач. 2 вв. до н.э. происходило движение хуннских племён на З. В начале н.э. огуро-оногур. и савир. (сабирские, суварские) племена мигрировали в запад. направлении обособленно от собственно хуннов, кочуя летом с Ю на С, а зимой с С на Ю. В 3 в. н.э. огуро-оногуро-болгар. племена продвинулись по р. Сырдарья на З, в районы Приуралья, и кочевали в степях Сред. Азии и Казахстана. Здесь в результате взаимодействия их с ираноязыч. племенами (саки, масагеты, усуни и др.) сформировалась протоболгар. этнич. общность.

     В 3 – нач. 4 вв. оногуро-болгар. и савир. племена начали расселяться на правом берегу Нижней Волги, постепен­но занимая значител. территории Север. Кавказа, Приазовья и Прикамья.

     В кон. 4 в. степи между Волгой и Днепром были заняты вторгшимися с В кочевыми племенами во главе с хуннами. Со временем все обитавшие здесь оногуро-болгары, савиры, ираноязычные сарматы и аланы вошли в Гунн­скую федерацию (союз), поэтому очень часто в источниках почти все они упоминаются под именем гуннов.

     В 70-х гг. 6 в. болгары и сувары (савиры) попали под власть Западнотюрк. каганата (Тюркский каганат). В борьбе против каганата в 630–40-х гг. образовались военно-политич. объединения Великая Болгария и Сувар. княжество. В условиях усиления Хазарского каганата Великая Болгария в 650-х гг. распалась. Большая часть болгар, перешедшая к оседлому и полуоседлому образу жизни, подчинилась хазарам и составила самую значител. часть каганата. Те, кто сохранял традиции кочевого быта, мигрировали на З и С. Часть болгар во главе с Аспарухом (Исперихом) в 670-х гг. ушла на Балканы и к 9 в. растворилась среди славян Подунавья. Группа болгар из кутригуровских кланов (так наз. «серебряные») в 670-х гг. переселилась в верховья Дона, оттуда направилась на берега Сред. Волги. Часть болгар («чёрные болгары») осталась в Предкавказье.

     В связи с нашествием арабов в 30-х гг. 8 в. на земли суваров (савиров) в Прикаспии значител. их часть, а также барсилы и нек-рые др. группы болгар мигрировали в Сред. Поволжье и осели в бассейне р. Утка южнее ранее прибывших болгар. племён (на границе современ.Татарстана и Ульянов. обл.).

     Этнич. параллели между болгарами, ушедшими на Дунай, с одной стороны, и переселившимися на Сред. Волгу – с другой, находят своё выражение в общности и идентичности многих элементов культуры их потомков – болгар дунайских и чувашей. Они достаточно хорошо выявлены как чуваш., так и болгар. учёными.

     В 10 в. в Волго-Камье образовалось единое государство Волжская Болгария. Основная часть болгар. и сувар. племён обитала на территории современ. юго-запад. районов Татарстана, юго-восточ. районов Чувашии, Самар., Ульянов. и части Пензен. областей.

     Установлено, что имело место 4 волны переселений болгар. и сувар. племён с Ю в Волго-Камье. Первая волна произошла в 670-х гг. после распада Великой Болгарии Кубрата. Второе переселение (в основном сувар) состоялось из-за арабской экспансии на Север. Кавказ в 730–40-х гг. Третья миграция связана с принятием властной верхушкой в Хазарии иудейской религии, из-за чего часть языческого и мусульманского болгар. населения каганата во 2-й пол. 9 в. переселилась к соплеменникам в Волго-Камье. Четвёртое переселение болгар с Ю на Сред. Волгу произошло в кон. 9 – нач. 10 вв., и связано оно с нашествием на Хазарию печенегов. Часть мигрантов третьей (9 в.) и все мигранты четвёртой (нач. 10 в.) волн переселений прибыли из Хазарии в Волго-Камье будучи уже мусульманами. Можно предположить, что именно они составили основу город. населения, сообщества ремесленников и чиновничьей бюрократии Волж. Болгарии, в то время как потомки ранних переселенцев – первой (2-я пол. 7 в.) и второй (8 в.) волн – большей частью представляли языческое сел. земледельческое население, к-рое и явилось основой для формирования чуваш. этноса.

     В процессе этнич. консолидации болгар, суваров и др. родственных им племён, а также частичной ассимиляции ими мест. финно-угров и буртасов к рубежу 12–13 вв. сформировалась единая болгар. (древнечуваш.) народность. Болгаро-чуваши пользовались письменностью на основе араб. графики, а государствен. языком был язык чуваш. типа (что подтверждают 90% сохранившихся надписей на надгробных памятниках), элитная часть исповедовала ислам. Монголо-татар. нашествие в 13 в. уничтожило государственность у болгаро-чувашей, а в последующий период – в 14 – нач. 15 вв. – болгар. земли были подвергнуты многократным опустошительным набегам и разбоям со стороны кочевых орд с Ю и ушкуйников. Уцелевшие группы болгаро-суваров с левобережья Волги переселились в централ. и север. районы современ. Чувашии (здесь они появились ещё с 9 в. и активно смешивались с мест. финно-уграми), а также на С – в Приказанье и Заказанье. Беженцами с окрестностей города Сувар с левобережья Волги был основан город Чебоксары, древнее название к-рого Веда-Суар (Вăта Сăвар «Средний Сувар») зафиксировано на известной карте мира Фра Мауро 1459.

    Из малочисленных остатков болгаро-сувар на двух территориях – в междуречье Аниша, Кубни и Свияги на правобережье Волги, с одной стороны, и на левобережье в Заказанье – с другой, в течение 15 в. происходило формирование нового этнич. образования с названием чăваш. Его основу составило не принявшее ислам преимущественно сел. земледельческое болгаро-сувар. население, ассимилировавшее нек-рое число марийцев. Болгар. наследие у чувашей обнаруживается прежде всего в их языке. Чувашский – единственный сохранившийся язык болгар. ветви – отличается от всех других тюрк. языков тем, что звуку «з» в них соответствует чувашское «р» (так наз. ротацизм), звуку «ш» – звук «л» (ламбдаизм), звуку «к» – звук «х» и т.д. Именно данные особенности были характерны для болгар. языка.

     По одной из науч. версий, этноним «чăваш» восходит к названию сувар/сăвар (суваз). В рус. источниках он впервые встречается лишь в 1508. Однако вплоть до нач. 18 в. чувашей называли «горными людьми», «нагорными черемисами», «черемисскими татарами».

Автор: В.П. Иванов.
Лит.: Каховский В.Ф. Происхождение чувашского народа. Основные этапы этнической истории. Ч., 1965; Чуваши: история и культура. В 2 т. Ч., 2009; Иванов В.П. Этническая история чувашского народа. Ч., 2010.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство