Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

«УЙ ВАРРИНЧЕ» (Посреди поля) – народная рекрутская песня верховых чувашей, ставшая в 20 в. одним из общенациональных музыкально-поэ­тических символов чувашской культуры. Впервые «У.в.» положена на ноты С.М. Максимовым, записавшим её ок. 1915 от Г. Ефремова из Козьмодемьян. у. Её оригинал. фольклор. нотация не позднее 1916 представлена С.М. Максимовым, наряду с 11 др. чуваш. народ. песнями, в музыкально-этнографич. комиссию Общества любителей естество­знания, антропологии и этнографии при Моск. университете (ныне хранится в фондах Государствен. централ. музея музыкал. культуры им. М.И. Глинки).

Афористично краткий сюжет «У.в.» отмечен трагизмом, основанным на чувстве одиночества рекрута, покидающего родной дом.

Уй варринче лаштра юман,

Атте тесе ай кайрăм та,

Килях, ывлăм, ай темерĕ,

Чун хурланчĕ, макăртăм та.

Уй варринче лаштра çăка,

Анне тесе ай кайрăм та,

Килях, ывлăм, ай темерĕ,

Чун хурланчĕ, макăртăм та.

В подстрочном переводе:

Среди поля развесистый дуб,

Подумал – отец мой, пошёл к нему;

Но дуб не сказал мне:

«Иди ко мне, мой сын», –

Опечалилась душа, заплакал я.

Среди поля развесистая липа,

Подумал – мать моя, пошёл к ней;

Но липа не сказала мне:

«Иди ко мне, мой сын», –

Опечалилась душа, заплакал я.

Особенностью песни является эффект взаимоусиления выразител. средств поэзии и музыки. В отличие от большинства традицион. чуваш. рекрут. песен, «У.в.» выделяется напевом печал. характера, как бы настроенным «в резонанс» поэтическим образам. Основанный на мерном повторении коротких фраз, напоминающих тяжкие вздохи (сочетание интонаций подъёма и спада с остановкой на завершающем тоне; характерна чувашская квантитативная ритмоформула ||: 2323/2423 :||), напев развивается через повторение начала со смещением на кварту выше (приём так называемой транспозиции; см. Транспозиция квинтовая), усиливающее его эмоционал. напряжение. Чувство обретает масштабы экзистенциального, абсолютного одиночества человека в мире. «У.в.» – один из редких по обнажённости чувства страдания и силе его выражения образцов в чуваш. народ. творчестве. Особые оттенки её содержания и формы, несомненно, связаны со спецификой фольклора верховых чувашей, вобравшего нек-рые черты музыкально-поэтич. культуры марийцев [песня имеет близкую параллель в марийском фольклоре, это столь же популярная и любимая народом «Салым сола» (Посреди села)].

В общенационал. культуру «У.в.» вошла благодаря обработке С.М. Максимова для четырёхголосного хора а капелла, впервые исполненной в г. Симбирск в программе концерта Съезда общечувашского национального в июне 1917. Партитура опубликована в его сборнике 1918 (1-я редакция). Завершённый классич. вид композитор придал в своей обработке, опубликованной в 1926.

Автор: М.Г. Кондратьев.
Иллюстрации
Партитура

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство