Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

     ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД, творческий метод – категория, введённая в научный обиход марксистской эстетикой в 20-х гг. 20 в. Встречаются различ. определения этого термина: «спо­соб отражения действительности», «прин­цип её типизации», «принцип отбора и оценки писателем явлений жизни». В реал. процессе развития литературы Х.м. представляется как исторически обусловленное, устойчиво повторяющееся единство творческих принципов писателя, группы, течения и т.д., выражающееся прежде всего в общности трактовки основных жизнен. проблем – эстетического идеала, положител. героя, жизнен. процесса, народа как движущей силы этого процесса. Опыт мировой литературы, прежде всего классически развитых литератур – франц., немец., англ., рус. и нек-рых др., подтверждает наличие в историко-литератур. процессе определён. закономерностей, обуславливающих формирование и смену различ. типов Х.м. (классицизм, сентиментализм, романтизм, критич. реализм, социалистич. реализм и т.д.).

      Историч. путь развития чуваш. литературы относительно короткий, что за­трудняет показ динамики последовател., закономерно обусловленного фор­мирования Х.м. и литератур. направлений. В силу сложившихся историко-культур. и политич. обстоятельств отстававшая в своём развитии от литера­тур с многовековыми традициями чуваш. словесность прошла «ускоренный» путь развития. Подобное явление наблюдается в самых разных литературах мира.

     Старописьмен. чуваш. литература (дояковлев. периода) с первых же шагов развивалась в русле рус. религиозно-просветительского движения. Самые ранние образцы чуваш. словесности отражали каноны Рус. православ. церкви.

     Писатель и первый переводчик на чуваш. язык Е.И. Рожанский очерками «О беспорядках в деревне Урмай» (1768), «О чувашах» (1785) дал импульс для формирования чуваш. литературно-художествен. сознания, очертив наброски художествен. формы и жанровых очертаний. Литературно-художествен. опыты Е.И. Рожанского с точки зрения Х.м. носят на себе нек-рые черты просветительского реализма.

     В творчестве С.М. Михайлова наблюдается сочетание типологич. черт и особенностей разных Х.м. В качестве идейно-эстетич. и художественно-стилевого ориентира он взял извест. образы рус. литературы 18 – нач. 19 вв. В очерке «Казанские инородцы перед памятником Державину в Казани» крупным планом воссоздан образ рус. поэта. Речь повествователя наполнена пафосом, рассказ о величии и славе рус. поэта, о его бессмерт. творениях – возвышенной стилистикой и поэтикой. Тональность повествования, торжественность стиля, различ. стилистич. фигуры (аллюзия), ссылка на Н.М. Карамзина, ассоциация с Олимп. играми и пламен. речью Геродота свидетельствуют о том, что художественно-эстетич. искания чуваш. писателя подпитывались достижениями рус. классицизма. В целостном органическом сплаве метода С.М. Михайлова также содержатся нек-рые элементы, свойственные сентиментализму. В част­ности, отражение импульсив. характера душевных порывов, чрезмерной чувствительности, стремление к патриархал. идиллии, первозданной естественности. В нек-рых очерках наблюдаются элементы чрезмерной чувственности, сцены и эпизоды нередко изображены через призму лёгкой иронии и юмора, писатель показывал поступки и поведение своих героев в тесной связи с социал. средой. При этом он ставил актуал. для эпохи задачи просветительства (Разговор на постоялом дворе, 1859). По убеждению писателя, беда его отечества не столько в великодержавной шовинистич. политике верхушки власти, сколько в проворовавшихся чиновниках, злоупотреблениях должност. лицами всех уровней, в темноте массы простых людей и их бедности. Согласно убеждению С.М. Михайлова, образно-художествен. слово способно повлиять на повседнев. нравы и привычки людей, изменить жизнь общества к лучшему и т.д. Творческие открытия и искания писателя показывают, что процесс ускорен. развития литературы обусловил возникновение и сосуществование типологич. особенностей различ. Х.м. даже в творчестве отдельного писателя. Такая «неравномерность» и «непоследовательность» прохождения этапов (направлений и течений), а то и пропуск нек-рых из них, характерны для молодой чуваш. словесности.

     Подобные явления наблюдались и в последующие десятилетия. Значител. период становления чуваш. литературы (1870–90-е гг.) проходил под влиянием просветительских идей И.Я. Яковлева. Убеждённый приверженец эволюцион. пути развития общества И.Я. Яковлев свою задачу связывал с улучшением социально-экономич. и культур. жизни народа с помощью распространения грамотности среди населения, насаждения передовых навыков и достижений цивилизации во всех сферах бытия. Его широкая просветительская программа да­ла мощные импульсы развитию литературно-художествен. сознания, а просветительские идеи и задачи на несколько десятилетий стали определяющими в идейно-нравствен. и эстетич. исканиях плеяды писателей последней трети 19 в. (И.И. Иванов, М.Ф. Фёдоров, И.Н. Юркин и др.). В литературе этого периода определённый и устойчивый единый Х.м. не наблюдается, в рассказах И.И. Иванова, в повести И.Н. Юркина «Этем пы­рĕ тутă та, куçĕ выçă» (Сыт человек, а глаза голодны; 1889) имеют место отдельные черты натурализма и сентиментализма.

     Литератур. развитие нач. 20 в. отмечено формированием нек-рых методообразующих творческих принципов реализма и романтизма. Критическая направленность, попытки воссоздавать типические характеры в типических обстоятельствах нашли отражение в поэзии, прозе и драматургии Тайра Тимкки, М.Ф. Акимова, Г.А. Коренькова, Г.И. Комиссарова, С.П. Чундерова, Н.И. Ше­ле­би, Н.В. Шубоссинни, Я. Турхана, Х. Турхана и др. Творческие искания К.В. Иванова обогатили чуваш. литературу идеями и образами романтизма. В его произведениях преобладают романтические краски и средства изображения, а модель чуваш. мира идеализирована и не лишена полумифологического налёта. Обилие символов, резкое контрастное отображение добра и зла, внимание к сфере чувств, к трагическому началу – всё это свидетельствует о том, что в поэме «Нарспи» доминируют принципы романтической эстетики и поэтики. Существен. черты романтической типизации имеют место и в др. произведениях К.В. Иванова [«Шуйттан чури» (Раб дьявола, 1907), «Тăлăх арăм» (Вдова, 1907)]. Романтический художествен. тип мышления поэта активно обогащён идейно-эстетич. и художествен. ценностями творчества М.Ю. Лермонтова, к-рому были близки принципы романтической типизации. Достижения рус. романтической поэзии (М.Ю. Лермонтов, А.А. Фет) также оказали воздействие на  творче­ские искания Ф.П. Павлова, особенно в лирической поэзии.

     Романтические настроения усиливаются в периоды революцион. подъёма в обществе, когда происходит резкая смена старых форм жизни на новые, предельно обостряется антагонистич. борьба между этими двумя силами. М.К. Сеспель широко использовал романтическую форму отражения жизнен. реалий, контрастно противопоставляя прошлое и грядущее прекрасное. Романтическая палитра поэта изобилует символикой и гротеском, конфликт двух миров полон трагизма, нередко в облике лирического героя проглядываются черты сверхчеловека [«Çĕн Кун аки» (Пашня Нового дня, 1921)]. Революция сравнивается с мощной всёразрушающей и очищающей стихией [«Час…» (Скоро..., 1916)]. Романтическое мироощущение лирического героя ярко выражено в стихотворении «Тинĕсе» (К морю, 1921). Творч. искания М.К. Сеспеля обозначили новую высоту в развитии чуваш. поэзии. Его романтический стиль предстал как важнейшая основа целостного Х.м. чуваш. литературы, формирование и выработка к-рого продолжились в по­следущие годы. В прозе С.Ф. Хуммы, В.Е. Рзая, Д.П. Петрова (Юмана) и др. заметны отдельные черты и особенно­сти романтической типизации, к-рые предстают как стилевые составляющие, но они не говорят о романтическом Х.м. в чуваш. литературе.

     Представляет интерес и такое явление в литературе этого периода, как просветительская установка, нацеленная на идейно-нравствен. воздействие на чи­тател. аудиторию. Эта тенденция проя­вилась как продолжение реализации задач просветительско-педагогич. системы И.Я. Яковлева, но уже в новых историко-культур. условиях (нек-рые рассказы и повести М.Д. Трубиной, И.Е. Тхти и др.). И романтические, и просветительские стилевые тенденции как методо­образующие факторы на рубеже 1920–30-х гг. составили единый идейно-художествен. «сплав». Из него сформировался Х.м. социалистич. реализма, объявленный Х.м. всей совет. литературы.

     В чуваш. литературоведении первые теоретич. обобщения вопросов социалистич. реализма принадлежат В.Е. Рзаю, С.В. Ялавину, М.Я. Сироткину и др. Эти выводы и обобщения были построены на основе анализа значител. количества художествен. произведений (проза, поэзия, драматургия), к-рые принадлежат перу чуваш. писателей 1920–30-х гг. К первым образцам произведений социалистич. реализма относятся лиро-эпич. творения С.В. Эльгера, П.П. Хузангая, В.Е. Митты, рассказы и повести Д.П. Петрова (Юмана), И.С. Тукташа, В.И. Краснова-Асли, Е.В. Еллиева, М.Д. Трубиной и др.

Автор: Ю.М. Артемьев.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство