Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

УЯВ – традиционный народный праздник чувашей, кульминация летнего цикла их обрядового календаря; весенне-летние хороводы и игрища.

Время проведения У. в разных этно­графич. и территориал. группах определялось по-разному. Начало У. совпадало с завершением весенних полевых работ, конец предшествовал летней страде – поднятию пара, сенокосу, и в любом случае – жатве; чаще всего приурочивался к Петрову дню (Петра и Павла день). Период У. длился 3, 5, 7 (обязательно нечётное число) недель. Со временем проведения У. были связаны определённые ограничения в трудовой деятельности.

Традиционно проводились У. дневные и ночные. Ночной У. был в большей степени связан с хороводами и игрищами молодёжи. Дневной У., совпадающий с çинçе, выражался в соблюдении определённых запретов. Сроки проведения У. и дни, в к-рые соблюдались запреты, устанавливались старейшими членами сел. общества. Продолжител. сроки характерны для ночного У., т.е. для хороводов и игрищ моло­дёжи.

Для дневного У. устанавливались 2 (пятница и воскресенье) или 3 (среда, пятница, воскресенье) дня. Начинали с моления учук, завершали примерно через неделю молением о дожде (çумăр чÿкĕ). В течение этого времени соблюдались запреты на земледел. работы, на ношение одежды тёмных тонов и из пестряди, на стирку, уборку помещений и мытьё. Также не разрешалось зажигать огонь, ставить самовар, есть горячую пищу. Питались заготовленной заранее едой, не подогревая её. Нарушители этих запретов подвергались наказаниям. Проводы У. совершали на восточ. окраине селения.

Эволюция обряда происходила в сторону исчезновения дневных У. и сопровождавших их запретов и сокращения времени проведения ночного У. Постепенно ушли составляющие религиозной (сакральной) основы обряда, прежде всего моления и жертвоприношения. На рубеже 20–21 вв. в немногих чуваш. населён. пунктах Ю Респ. Татарстан и север. части Самар. обл. совершаются ритуалы встречи и проводов У., хороводы – лишь на проводах У. В ряде селений Закамья У. превратился в многолюдный шумный праздник со скачками, хороводами, выступлениями коллек­тивов художествен. самодеятельности, местом встречи родственников, друзей, односельчан.

Автор: Е.А. Ягафова.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство